2019-07-31 08:38:32
Суд да дело. Блог юргруппы "Бюро 24"

Букмекерские компании, пиво. Что могут рекламировать на футболках спортивные клубы, и чем чреваты нарушения

Букмекерские компании, пиво. Что могут рекламировать на футболках спортивные клубы, и чем чреваты нарушенияОбъясняют профессиональные юристы.

Один из главных видов рекламы в спорте — реклама продукции на форме и амуниции спортсменов. Она, как правило, бывает трех видов:

1) эмблема или торговая марка спортивного клуба, цвета которого в данный момент защищает спортсмен. Представленные на форме атлета эмблема или лейбл выполняют как рекламную, так и отличительную функции;

2) реклама компании-спонсора. В отличие от клубных эмблем (играющих роль саморекламы), данный вид рекламы приносит финансовые средства извне;

3) торговая марка или логотип фирмы-изготовителя спортивной одежды, обуви или инвентаря.

В последнее время широкое распространение на спортивных мероприятиях, не смотря на наличие законодательных ограничений, получила реклама букмекерских контор. Статья 23 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе" (далее — Закон) говорит о том, что запрещается размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений физической культуры, спорта (за исключением расположенных на их территории помещений букмекерских контор и тотализаторов).

На практике, чтобы не попасть под указанные ограничения, спортивные организации применяют следующие хитрости. Так, например, спортивный клуб может иметь два комплекта формы: один — для выездных игр за рубежом с логотипом букмекерской конторы, второй — без логотипа для матчей на территории Беларуси.

Также спортивная организация может размещать на своих майках не логотип букмекерской конторы, а схожий логотип иной организации. Отметим, что указанные действия не нарушают законодательства Республики Беларусь.


ФК "Витебск" в этом сезоне рекламирует на своей форме БК "Maxline"

В случаях, которые касаются рекламы букмекерских контор на баннерах, LED-панелях и других средствах рекламы, необходимо обращаться к статье 23 Закона, где сказано про запрет рекламы игорных заведений и азартных игр в спортивных сооружениях.

Часть 10 статьи 10 Закона закрепляет перечень товаров, работ (услуг) в отношении которых не допускается реклама. Реклама отдельных категорий товаров и услуг рассмотрена в Законе более детально: например, лекарственные средства, косметические средства, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия...

Статья 17 Закона запрещает размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков:

— в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта
— на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;
— на товарах спортивного назначения и (или) игрушках.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий запрещается размещение (распространение) рекламы, содержащей наименования видов алкогольных напитков и товарные знаки, используемые для обозначения алкогольных напитков.

Таким образом, в настоящее время запрещается размещать, например, на спортивной форме товарные знаки, которые одновременно используются как для обозначения алкогольных напитков, так и для безалкогольных напитков.

Статья 17 Закона запрещает размещение (распространение) рекламы табачных изделий на спортивных мероприятиях. Следовательно, представлять на стадионах, футболках и иных рекламных средства табачные изделия нельзя.

Для рекламы пива и слабоалкогольных напитков в законодательстве предусмотрены аналогичные нормы: часть 1 статьи 18 Закона говорит о том, что запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков:

— в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
— на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы, а также в других случаях, указанных в данной статье.

Однако следует отметить, что в силу части второй статьи 18 Закона это требование не распространяется на рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения.

Следовательно, на территорию спортивных сооружений запрет на рекламу пива, предусмотренный частью 1 статьи 18 Закона не распространяется. Чем в свое время воспользовался ФК "Крумкачы".


Необходимо помнить, что статья 12.26 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий, порядка реализации алкогольных напитков и табачных изделий, запрета на розничную торговлю этиловым спиртом, производство и реализацию товаров, не являющихся табачными изделиями.

Нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.

Международное правовое регулирование рекламы в сфере спорта также должно учитываться при проведении международных спортивных мероприятий. Республика Беларусь постоянно проводит крупные международные соревнования: II Европейские игры 2019 года, чемпионаты мира по хоккею (в 2014 году и 2021 годах), велотреку, таиландскому боксу, пауэрлифтингу, чемпионаты Европы по художественной гимнастике, самбо, боксу… Международные нормы о рекламе в спортивной сфере могут содержаться в регламентах о проведении международных спортивных мероприятий.

Например, Регламент УЕФА по экипировке (далее — Регламент) четко описывает, как на форме игроков должны располагаться рекламные эмблемы. Скажем, спонсорские логотипы не должны быть нанесены на трусы или гетры (пункт 26.01 Регламента).

Вся реклама табака и крепкого алкоголя (напитка с содержанием алкоголя более 15%, если применимое национальное законодательство не устанавливает нижний предел содержания) запрещена (пункт 27.01 Регламента). Однако, реклама слабоалкогольных напитков и пива не запрещена.

Также команды должны получить письменное разрешение от администрации УЕФА для всей спонсорской рекламы (пункт 27.03 Регламента).

Регламент четко закрепляет размеры и положение рекламы на форме игроков.

Рекламный логотип спонсора на игровой форме должен быть расположен спереди по центру футболки.

На форме игроков может быть размещена реклама только одного спонсора.


На неигровой форме футболиста реклама согласно Регламенту может быть нанесена следующим образом:


Неправильное использование рекламы на спортивной форме футболистов может привести и к серьезным штрафам со стороны руководящих спортивных органов. Например, в сезоне-2016/17 УЕФА заморозил на счету ФК "Спартак" 1,35 млн швейцарских франков из-за того, что в ответном матче квалификационного раунда Лиги Европы-2016/17 "красно-белые" вышли на поле в форме, предназначенной для чемпионата России, с рекламой спонсора РФПЛ на плечах. Причиной санкций стало нарушение 57-го пункта регламента, регулирующего телевизионные трансляции матчей Лиги Европы. Этот пункт касается финансовых правил и отчислений с прибыли от спонсорских контрактов.

Регулирование рекламной деятельности в сфере спорта также закреплено и в некоторых локальных актах спортивных организаций и спортивных клубов. Например, Коммерческий регламент проведения матчей футбольного чемпионата Беларуси "БЕЛАРУСБАНК — ВЫСШАЯ ЛИГА" сезона-2018 содержит в себе подробное описание всех аспектов рекламной деятельности во время футбольных матчей высшей лиги.

Таким образом, следует отметить, что взаимодействие спорта и рекламы — это взаимовыгодное сотрудничество, а при осуществлении рекламной деятельности в сфере спорта необходимо руководствоваться не только законодательством Республики Беларусь, но и учитывать нормы международных документов.

Алексей Корочкин
Старший партнер Юридической группы "Бюро 24",
Председатель Спортивного третейского суда

Лидия Головаченко
Юрист Юридической граппы "Бюро 24"

Фото: ФК "Витебск", ФК "Крумкачы"



Комментарии (1)

UnBall 31 Июл 2019 13:12
Интересная статья, спасибо. Но могли бы и перечислить что у бел.клубов на майках