2018-01-08 20:48:42
Осенний дождь Вячеслава ИГНАТОВИЧА

Даже странно, что это происходит в современной России, или Когда не было трехочковых  

Даже странно, что это происходит в современной России, или Когда не было трехочковых"Мы влюблялись и любили, смотрели "Бриллиантовую руку", слушали Высоцкого, сверяли свои новости с западными голосами, шутили над стареющим Брежневым, понимали, что Виктор Корчной никого не предал". Вячеслав Игнатович поделился впечатлениями от просмотра фильма "Движение вверх".

К этому трудно привыкнуть, хотя чем дольше живешь, тем чаще приходится видеть художественную экранизацию событий, случившихся на твоем веку. Чувства, которые при этом испытываешь, очень необычные. Главное в них то, что ты можешь сверять увиденное на экране с собственной памятью и неизбежно воскрешаемыми ощущениями. В этом плане баскетбольная драма "Движение вверх" превзошла самые смелые ожидания.

Олимпиады 1972 года, сперва в Саппоро, а потом и в Мюнхене, стали первыми в моей жизни, за которыми я следил заинтересованным взглядом. Мозг одиннадцатилетнего ребенка еще не в силах был разобраться во всех хитросплетениях окружающего мира. Палестинские террористы, захватившие израильских спортсменов, вообще прошли мимо. Скорее всего, в спортивных телетрансляциях о них просто не говорилось.

Многое стерлось из памяти и касательно самих соревнований. Но драматическая развязка баскетбольного финала СССР – США запечатлелась в сознании настолько ярко, что, возвращаясь к ней, просто не верится, что с той поры прошло почти полвека. Хорошо помню финальную сирену и радость американцев, интершум трансляции и вдруг прорвавшийся сквозь него голос Нины Ереминой: "Три секунды! Еще три секунды..."

В интонации комментатора сквозила если не уверенность, то уж точно огромная надежда, что за этот временной отрезок можно совершить чудо… Потом накатил странный симбиоз победной эйфории и жалости к американцам. Детское сердце уже понимало, каким болезненным может быть шок после преждевременной радости.

Только годы спустя узнал о том, что сразу же после окончания матча американцы подали протест, а потом отказались получать серебряные медали. Что судьба олимпийского золота была решена голосованием на заседании коллегии FIBA, сопоставлявшей коллизии последней минуты с правилами баскетбола. Что и по сей день наши соперники остаются уверенными в своей правоте, приводя в ее обоснование и такие аргументы, что советская скамейка вела себя не по правилам, покидая техническую зону, а генеральный секретарь FIBA Уильям Джонс не имел права вмешиваться в ход игры и давать указания судьям.

Послематчевых разборок в фильме, естественно, нет. Но они там и не нужны, так как картина посвящена легендарной советской сборной и ее главному матчу, по праву считающемуся одним из самых захватывающих в истории этого вида спорта.

Прекрасно понимаю, что без художественного вымысла фильм не получился бы. То, что фамилия тренера Владимира Кондрашина в сценарии изменена на Гаранжин свидетельствует о том, что касательно главного героя вымысла особенно много. Но небывалый успех картины в прокате объясняется, на мой взгляд, в первую очередь ее правдивостью.

Блокбастер "Титаник" не про трагическую любовь Джека и Розы. Фильм Джеймса Кэмерона во всех подробностях воспроизводит крушение огромного океанского лайнера с первой и до последней минуты. Вот и "Движение вверх" (режиссер Антон Мегердичев) – это попытка повторить конкретный олимпийский финал во всей его драматургии. С полной динамикой изменения счета, характерами баскетболистов, болельщицкими и комментаторскими страстями, противостоянием скамеек, финальной нахрапистостью советской стороны и решающим вмешательством в игру Уильяма Джонса. Почти уверен, что и у американских участников тех событий после просмотра этого фильма не поднимется рука упрекать создателей в необъективности.

И все остальное, что составляет сюжет картины, тоже правдиво по своей сути, даже если каких-то событий не было в реальности. И грузинская свадьба, и шмон на таможне, и айболит в звании, и привезенные в Америку рыбьи яйца… Даже проигрыш американским аборигенам, играющим по своим правилам на одно кольцо с отскоками от стены и запрыгиванием на плечи партнера вполне мог бы случиться. Именно этой достоверности, на мой взгляд, очень не хватило другому спортивному киновоплощению "Легенда № 17".

По главному сюжетному антагонизму "Движение вверх" очень напоминает недавние космические эпопеи "Время первых" и "Салют 7". Во всех трех фильмах основными врагами главных героев являются не нештатные ситуации на орбите, и не соперники по площадке, а высокие кабинеты и их обитатели. Они даже и не враги, а просто параллельная реальность, живущая по своим неписаным законам, но имеющая силу, с которой приходится считаться.

Даже странно, что в современной России, стране, где распад Советского Союза на государственном уровне приравнен к национальной трагедии, данный художественный прием используется с такой регулярностью. Но и в этом есть своя историческая правда. Ведь все это было в реальности. И отказ от соревнований по политическим мотивам, и "как ты терпишь этого антисоветчика?", и партбилет на стол, как главный страх гипотетического будущего. Но на бытовом уровне большинство советских людей все это мало волновало.

Мы влюблялись и любили, смотрели "Бриллиантовую руку", слушали Высоцкого, сверяли свои новости с западными голосами, шутили над стареющим Брежневым, понимали, что Виктор Корчной никого не предал, а сделал свой личный выбор, что терроризм плох, в какие бы одежды не одевался и что за железным занавесом течет обычная человеческая жизнь. И конечно же среди нас вырастали собственные кумиры и герои, такие как космонавты Савиных и Джанибеков, баскетболисты Беловы и тренер Кондрашин.

Мне кажется, что именно этот бытовой аспект в первую очередь роднил и объединял народы СССР. Когда служил лейтенантом-двухгодичником тоже слышал фразу, произнесенную с литовским акцентом "Да вы русские…" Но парадокс в том, что в нашей батарее не было солдат более дисциплинированных и ответственных, чем ребята из Литвы. Каким добрым по своей сути был анекдот 1982 года про Александра Чивадзе, где вторым действующим лицом был Боровский, Блохин или Дасаев в зависимости от того, в какой части СССР он рассказывался!

А как вся страна откликнулась на трагедию "Пахтакора"! Поэтому даже кульминационные фразы Гаранжина, звучащие с экрана, "Что для тебя в жизни главное?" и двусмысленная "Вечных империй не бывает" не кажутся притянутыми за уши. Мы действительно были своими. Разными, но своими. И как ни странно, гордость за то, что сам являюсь белорусом, посещала меня всякий раз, когда оказывался в Риге, Баку или Тбилиси.

И эти свои рассуждения тоже хочу завершить на белорусской ноте. Очень надеюсь дожить до того дня, когда в наших кинотеатрах с таким же успехом пройдет показ художественного фильма, ну, например, о Спартаке Мироновиче и его гандбольном СКА. Разве они этого не достойны? Или даже чуточку иначе… Разве мы этого не достойны?





Комментарии (102)

Осенний Дождь 11 Янв 2018 10:48
"Bullean_clon" писал(а):
Видео Ерёминой не появилось и через день. Значит кое-кому хочется видеть приукрашенную версию событий."

Кое-кто здесь только я. И ситуацию я вроде как обрисовывал. Сразу после того, как я добавил второе видео в материал, раздел блоги перестал открываться. Не уверен, что это произошло из-за моих действий, но такое вполне могло быть. Глюк может появиться из-за каких-нибудь кавычек или апострофа, попавших в текст не в том месте. А в видео с Ёреминой мне изначально показался подозрительным HTML-код. Какой-то он уж очень длинный... Короче, чтобы исключить собственный косяк, всё вернул в искодное состояние. Но блоги не заработали. Тогда позвонил Сергею Южику. Тот Артёму Фандо. Поскольку здесь отметился Юра Довнар, значит и его привлекли. И после того, как раздел блоги восстановили, предпринимать вторую попытку добавить Ерёмину я уже не рискнул. Хотя согласен, что было бы только лучше.
И на мой взгляд, видео с ней самый убедительный аргумент в пользу того, что с отсчётом времени был серьёзный косяк. Одновременно с финальной сиреной показано табло, на котором горит 0:50. Ерёмина произносит фразу, что американцы чемпионы (отметка 37 секунд), а уже на отметке 39 секунд начинает произносить "Но матч похоже ещё не закончен". То есть разборки у столика начались ровно в тот момент, как американцы бросились обниматься. А Ерёмина конечно же озвучивала только то, что видела. Пересмотрите внимательно и обратите внимание на судью, показывающего три пальца... А в фильме этот момент умудрились растянуть чуть ли не на пять минут. Герой Башарова даже в Москву позвонить успел, :)
Don Basil 10 Янв 2018 21:42
Bullean_clon, ты это мне сказал, слабоумный?)))
Bullean_clon 10 Янв 2018 21:19
О вас у меня мнение сложилось - вы трус. Вы даже Гризли не можете дать отпор, всегда ищете знаков внимания от коллег.
Bullean_clon 10 Янв 2018 21:15
Видео Ерёминой не появилось и через день. Значит кое-кому хочется видеть приукрашенную версию событий. Ну тогда не удивляйтесь, что версии Щурко и Версоцкого всегда будут выше версии Игнатовича.
Bullean_clon 10 Янв 2018 20:51
"Don Basil" писал(а):
Bullean_clon, там с картинками, чтобы тебе лучше дошло...
ЧИТАЙ, СЛУШАЙ, СМОТРИ...а затем опровергай. Тогда и поговорим"

Доверяю твоему мнению. Расскажи, а то я обижусь.