2012-06-07 21:18:19
Сборные

EURO-2012. Города и страны. Ближе некуда

Расстояния на приведенной карте городов чемпионата Европы — всего лишь цифры. Для полноты восприятия уместно вплести другую математику: никогда доселе старосветский форум не был так близко от Беларуси. Скажем, от Минска до ближайшего польского города (Варшавы) — 550 километров, до ближайшего украинского (Киева) — на десять больше.


И дело не только в том, что на топ-турнир можно съездить. Близость к нему, как ни крути, создает приподнятое настроение. А если вы еще не из тех, кто радуется сдохшей соседской корове, то маленькая экскурсия по новостройкам соседей не повредит.
Стартовый матч турнира примет Варшава. Наверняка многие белорусы бывали на том месте, где возведен Национальный стадион. До недавних пор здесь располагался вещевой рынок, имевший славу самого большого базара Европы. По данным польских спецслужб, в лихие 90-е ежегодный товарооборот ярмарки составлял около 5 млрд. долларов. Без спецслужб здесь никак — рынок был из тех, которые принято называть черными.
Базар появился в 1989 году на месте обветшалого “Стадиона десятилетия” — показушного продукта польской партийной элиты. Громадный объект возвели всего за 11 месяцев — аккурат к годовщине Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Официально стадион вмещал чуть более 70 тыс. человек, но во время партийных и государственных празднеств умудрялись впихнуть и сотню тысяч. Арена не единожды принимала “Праздник урожая” — “Дожинки”.
Для возведения Национального стадиона площадку очистили от строительного и исторического мусора. Финансирование проекта полностью легло на плечи государства — в этом плане арена уникальна. Правда, уникальность эта с налетом иронии. Строительство обошлось в более существенную сумму, чем планировалось изначально. В результате многочисленные подрядчики так и не получили причитающихся сумм. Теперь они грозятся сорвать открытие турнира, вывезти на улицы спецтехнику, наглухо перекрыв подъезды к стадиону.
Богатейшая история и у главной арены Киева, на которой пройдет финальный поединок. Олимпийский стадион наряду со львовским полностью построен за бюджетные средства. Его главная архитектурная особенность — крупнейшая в Европе мембранная крыша с 640 прозрачными куполами. Правда, она дала слабину во время открытия объекта. Из-за ошибки проектировщиков произошло возгорание, вследствие чего расплавленный материал стал капать на головы зрителей. Большая часть присутствовавших, впрочем, на сей казус внимания не обратила — нештатная ситуация была быстро предотвращена.
Вообще же стадион собирались открыть раньше. По сути, его реконструкция велась еще в начале века. Рядом с Олимпийским взялись за возведение подземного торгового комплекса, не подумав о нормах безопасности при проведении спортивных мероприятий. Впоследствии часть из построенного пришлось снести.
Стадион в Донецке таких потрясений не познал — для него выбрали открытую площадку, на которой соорудили первую в Восточной Европе арену элитного класса. Из восьми еврообъектов донецкий открылся ранее других. Тем удивительнее, что здешний стадион оказался единственным, где количество продаваемых билетов совпадает с количеством мест. В остальных городах первое число меньше второго. Дело в том, что УЕФА предъявляет повышенные требования к комфортности мест на матчах чемпионата Европы. В частности, используется такой показатель, как просматриваемость поля. На “Донбасс-Арене” она стопроцентная в любой из зрительских точек. Еще одна особенность сооружения — система инфракрасного обогрева трибун. Конечно, во время проведения EURO она вряд ли актуальна, но вообще с ее помощью можно увеличить температуру внутри чаши на 12-14 градусов по сравнению с показателями извне.
Если брать в расчет только польские арены, то первой отстрелялась Познань. Соль в том, что муниципальный стадион начали реконструировать еще до того, как страна получила чемпионат Европы. Причина банальна: сооружение перестало отвечать современным требованиям, в том числе и по вместимости. В результате количество сидений увеличили более чем в два раза. Все это богатство ныне под крышей из трех раздвижных частей.
Во Львове же, наоборот, никак не могли приступить к возведению арены. Город рисковал остаться без EURO, передав счастье Одессе или же Днепропетровску. Второй, к слову, некогда был в основном списке, однако неразрешимой проблемой стало отсутствие современного аэропорта. Почему-то в Днепропетровске о нем вообще забыли, однако инспекционная комиссия УЕФА, погостив, освежила память.
Во Львове тем временем тщетно искали инвестора, который так и не объявился — на выручку пришли бюджетные средства. Коль так, решили обойтись без беговых дорожек и прочих излишеств — арена получилась чисто футбольной. И, как говорят, наиболее комфортной из всех.
Северный Гданьск получил право принять матчи европейского первенства по принципу “бедного родственника”. Изначально в списке значился Краков, но затем государственные мужи справедливо решили, что данное туристическое направление и без того неплохо развито. Карту развернули на 180 градусов, прочертив на ней новые дороги и возможности. Пилотное название стадиона — “Baltic Arena”. Незадолго же до окончания строительства пятилетнее право на вывеску приобрела компания “PGE Group”, получившая вдобавок торговые площади.
Стадион во Вроцлаве собирались возводить на месте арены клуба “Шленск”, но по геологическим соображениям от этой идеи отказались. Зато инженеры получили карт-бланш на неограниченный полет фантазии. По форме арена похожа на фонарь, что весьма актуально для населенного пункта, который называет себя “городом встреч” — географическое положение обязывает. Кровля стадиона сделана из материала, который под воздействием температур и в зависимости от освещения меняет цвет. После еврофорума арена поступит в распоряжение упомянутого “Шленска”.
В Харькове пошли по пути модернизации, в ходе которой одну из трибун возвели с нуля, вторую — достроили, а еще две — реконструировали. При этом проектировщикам удалось сохранить дух сооружения, его историческую архитектурную ценность. Строительные работы начались за два года до момента, когда Харьков официально получил право проводить матчи первенства. До того стадион “Металлист” значился в резервном списке. В разгар реконструкции, в мае 2009-го, состоялось заседание исполкома УЕФА, на котором был составлен перечень недоработок, требующих скорейшего устранения. Харьков справился с поставленной задачей — и теперь ждет гостей.
Гданьск. “Арена-Гданьск”
Вместимость: 43608. Открыт в 2011 году. Население города: 456000.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
10.06Испания — Италия
14.06Испания — Ирландия
18.06Хорватия — Испания
22.061/4 финала. В1 — А2
Познань. Муниципальный стадион
Вместимость: 46676. Открыт в 1980 году, реконструирован в 2010-м. Население города: 557000.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
10.06Ирландия — Хорватия
14.06Италия — Хорватия
18.06Италия — Ирландия
Вроцлав. Муниципальный стадион
Вместимость: 42771. Открыт в 2011 году. Население города: 633000.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
8.06Россия — Чехия
12.06Греция — Чехия
16.06Чехия — Польша
Варшава. Национальный стадион
Вместимость: 58145. Открыт в 2012 году. Население города: 1711000.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
8.06Польша — Греция
12.06Польша — Россия
16.06Греция — Россия
21.061/4 финала. А1 — В2
28.061/2 финала. П26 — П28

Львов. “Арена-Львов”
Вместимость: 34915. Открыт в 2011 году. Население города: 735000.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
9.06Германия — Португалия
13.06Дания — Португалия
17.06Дания — Германия
Киев. Олимпийский стадион
Вместимость: 70050. Открыт в 1923 году, реконструирован в 2011-м. Население города: 2820000.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
11.06Украина — Швеция
15.06Швеция — Англия
19.06Швеция — Франция
24.061/4 финала. D1 — С2
1.07Финал
Харьков. “Металлист”
Вместимость: 38633.Открыт в 1926 году, реконструирован в 2009-м. Население города: 1461000.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
9.06Голландия — Дания
13.06Голландия — Германия
17.06Португалия — Голландия
Донецк. “Донбасс-Арена”
Вместимость: 51504. Открыт в 2009 году. Население города: 1110700.
КАЛЕНДАРЬ ИГР
11.06Франция — Англия
15.06 Украина — Франция
19.06Англия — Украина
23.061/4 финала. С1 — D2
27.061/2 финала. П25 — П27




Комментарии (0)