2019-04-12 13:54:57
Дайджест

Больше никаких трансляций чемпионата Англии по телевизору!

Больше никаких трансляций чемпионата Англии по телевизору!Будущее наступает и берет в плен английскую премьер-лигу. Это начало конца "Матч ТВ".

Самый простой способ громко войти на рынок спортивного ТВ — купить АПЛ. Ren-TV в 1997-м запустил фразу "ударповоротам" Александра Елагина в народ, "РТР-Спорту" в 2004-м права на матчи "Челси" подарил Роман Абрамович, в 2010-м "Россия 2" закупила их сама по цене в три раза выше "Плюса".

В конце десятых в России будет еще одна платформа со спортивными трансляциями — Okko холдинга Rambler Group Александра Мамута. О сделке с премьер-лигой в телеграм-каналах писали еще под Новый год, в индустрии знали примерно все это время, а официально объявили лишь через четыре месяца после первых инсайдов.

Теперь Англии не будет в телевизоре. Okko.Sport не собирается никому продавать сублицензию, и это логично — зачем выходить на новый рынок и сразу делиться с конкурентами преимуществом? Переход на стриминговый сервис вполне в мировых трендах. DAZN, который сам себя называет спортивным Netflix, показывает в Италии матчи национального чемпионата, а в Германии — эксклюзивно Лигу чемпионов, "примеру", Лигу 1 и серию "А".


Помимо трансляций АПЛ на Okko разрабатывают шоу-обвязки и развлекательные программы об английском футболе, и это самое сложное. На русском ТВ исторически зритель не задерживался на студийных эфирах и в принципе на всем, что происходило после финального свистка. Создать подобную традицию будет очень сложно, особенно на платном онлайн-сервисе, где конкуренция идет не с другими телеканалами, а со всем интернетом — видосами на ютубе, играми, мессенджерами, соцсетями.

"Россия 2" во времена владения АПЛ запускала программу "Футбол Ее величества" — обзор тура, который женили с легкими сюжетами. Но она прожила то ли сезон, то ли меньше, потому что цифры проваливали среднесуточную долю канала — людям было неинтересно, что в Москве думают о футболе Лондона или Манчестера.

Okko придется лавировать между разными группами зрителей. Продвинутая аудитория, знающая про xG и PPDA, понимает английский и нелегально смотрит Match of the Day и эфиры Гари Невилла с Джейми Каррагером на Sky Sports. А для обычных фанов нужно будет делать шоу по законам интернета. Можно уничтожать Z+ и Игоря Порошина, но нельзя не признать — первый выпуск со Шнуром и Машей Командной срезонировал в миллиард раз сильнее ютуб-канала Владимира Стогниенко (будущего топ-менеджера Okko) или всех передач "Силы ТВ".

Вероятно, на новом сервисе должны быть оба этих жанра — при отказе от сублицензий "Рамблеру" нужен максимальный охват, чтобы отбить 7 миллионов евро затрат только на права. Приплюсуйте к этой сумме аренду телевизионной техники, стоимость сигнала, зарплаты комментаторов и других сотрудников, и получится, что холдинг Александра Мамута, скорее, работает на перспективу, чем на прибыль здесь и сейчас.


Для "Матч ТВ" это не первый репутационный крах — вспомните непоказ трети сезона-2016/17 Испании или проблемы с правами на Францию перед дебютом Александра Головина в "Монако". О проигрыше в тендере на Англию "Матч" знал заранее, оттуда и покупка нерейтинговой Шотландии за неделю до первых слухов и спустя месяц — Португалии, как бы взамен ушедшей Англии. Но каждый провал в переговорах проходил одинаково: боссы спортивного субхолдинга предлагали меньшие суммы, поскольку не рассчитывали на конкуренцию, но Ла Лигу у них подрезал TeleSport Петра Макаренко, а премьер-лигу — Rambler Group Мамута.

Конкретно Okko никогда не занимался производством собственного контента. Как и новый руководитель платформы Михаил Гершкович-младший. В русском спортивном телевидении он известен как экс-глава "Лиги-ТВ" — высказывал дельные мысли вроде общего электронного ключа, но при нем структура доживала последние деньки и никак не развивалась.

Кроме того, агентство Гершковича проиграло последний тендер на показ РПЛ в 2018-м при поддержке Первого канала и потенциальных инвесторов. Так что у него пока нет видимых результатов работы, и Okko.Sport с трансляциями английской премьер-лиги станет первым опытом, по которому о менеджерских качествах Гершковича-мл. можно будет говорить с какой-либо уверенностью.

В этой связи будет интересно, в каком направлении дальше пойдет Okko.Sport. Прав уровня АПЛ в России больше нет, из свободных пакетов летом будет НХЛ (которой компания, по информации "Коммерсанта", уже не интересуется) и НБА, но аудитория североамериканских лиг сильно ниже, чем у английского чемпионата, а посторонние сервисы не заменят по качеству League Pass и GameCenter. С той же проблемой сталкивался ВГТРК в 2010-м, и эксперимент с трансляциями НХЛ признали явно неудачным.

У новой платформы большие планы и большие задачи — как минимум, приучить русских зрителей платить за футбол в интернете, чтобы это стало так же удобно, как сериалы и фильмы в онлайн-кинотеатрах. Чтобы качество не подводило, картинка не прыгала, а серверы не рушились при первых больших матчах. Линейное вещание и ящик в углу комнаты уже остались в далеком прошлом, а Okko тащит зрителей в будущее. Выбирайте сами, по пути ли вам с ними.



Комментарии (3)

МихМих 16 Апр 2019 15:12
Автор статьи явно что-то курит.
Shiri11 13 Апр 2019 15:58
Бесполезная статья для беларуского обывателя...
Oz 12 Апр 2019 22:54
Не понял чёт, эксклюзивные права на АПЛ на всю рашку стоят всего 7млн в год?