2020-10-13 16:37:11
Дайджест

Супрематизм победил! Форму "Витебска" хотят в США и Великобритании

Супрематизм победил! Форму "Витебска" хотят в США и Великобритании"Клином красным бей белых" — на игроках чемпионата Беларуси.

В белорусский футбол ворвалось современное искусство. "Витебск" выиграл кубковый матч у минского "Энергетика" в альтернативной форме с надписью "Бей", красными треугольниками и причудливыми для футбола фигурами авангарда, а потом комплекты (домашний сине-белый и черный вратарский) за 2990 рублей заказали в США, Австралии, Европе и Китае.

Иностранцы набивают на форме свои имена, либо пишут "Чалов" — фамилию 26-летнего защитника "Витебска", воспитанника "Локомотива" и автора супрематической фомы Даниила Чалова, чей младший брат Федор играет за ЦСКА и как-то услышал от Гончаренко: "Как там у брата? Витебск — город хороший".


Сейчас мы расскажем, как российскому футболисту белорусского клуба говорили, что форму "Витебска" не купят нигде, кроме хорошего города Витебска, но он вложил в производство и дизайн полторы тысячи долларов и теперь счастлив. Счастлив, потому что играет в футбол, обожает искусство и наконец их объединил.

ПРЕДЫСТОРИЯ ПРО ЧАЛОВА, ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ФУТБОЛИСТОВ (ИГРОКИ ПИШУТ CТИХИ, ЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ ИГРАЕТ СУТОРМИН)

К супрематической форме "Витебска" Чалов шел полтора года. Зимой 2019-го Даниил вместе с бывшим нападающим "Локомотива" Георгием Нуровым создал бренд одежды "Ничего Обычного", который уже не совсем бренд, а творческое объединение футболистов с недолгой, но полноценной историей.

Ребята начали с худи и футболок с фразами в стиле "Отдал — открылся" и "Хочешь — будешь", их носили и выкладывали игроки РПЛ — Миранчук, Кузяев, Марков, Кучаев. Затем выпустили новую коллекцию повседневной одежды (на новую фотосессию приезжал Комличенко).

В актовом зале спортивного университета РГУФК, где учились Дзюба, Павлюченко и другие сборники, честно и открыто обсудили.

В 20-е годы советские художники упрощали свои работы и от конкретных сложных образов переходили к геометрическим фигурам, вместо пейзажей и портретов изображая стрелки, квадраты и треугольники. Это и есть супрематизм, который близок Чалову тем, что "ребята делают, что чувствуют, а не что видят". И сам сделал то, что чувствует, но никогда не видели — отразил искусство на футбольной форме и прокричал: "Ребята, я живу и играю в Витебске, тут создавали и развивали новое искусство, об этом говорят экскурсоводы в США, но почему-то молчат у нас".

В марте 2020 года "Витебск" провел презентацию классических игровых футболок синего и бордового цвета в здании ВНХУ (Чалов придумал — клуб реализовал), показал музей игрокам и встретился с болельщиками, а следующие полгода "Ничего Обычного", "Витебск", белорусские дизайнеры и искусствоведы придумывали ту форму, которую теперь заказывают в Азии и Америке.

ФОРМА — ОТСЫЛКА К РЕВОЛЮЦИОННОМУ ПЛАКАТУ 1920 ГОДА. НО НЕСЕТ НЕ ВОЙНУ, А ДВИЖЕНИЕ

Основа формы "Витебска" — агитационный плакат "Клином красным бей белых" советского художника Эль Лисицкого, который жил и творил в Витебске в 20-е годы прошлого века. Там же взял прозвище Эль и видел, как город превращается в квадрат для экспериментов: художники расписывали под супрематизм стены, дома и машины, а изучать искусство в ВНХУ могли вообще все, в том числе люди без денег и образования.


Чалов говорит, что плакат Эль Лисицкого передает движение, которое объединяет искусство (постоянно развивается) и построенный на скорости спорт. От "Клином красным бей белых" на форме осталось только футбольное слово "бей" в значении "бить по мячу": во-первых, не хотели лишних параллелей; во-вторых, смысл плаката за сто лет изменился — он уже не про революцию, каждый ощущает его по своему.

"Круг, треугольник и квадрат — основы супрематизма, и они пережили свое время, — объяснил Чалов в интервью "Чемпионату". — Искусство же двигается по времени и ложится в разные эпохи. Да, в XX веке у плаката был политический окрас, но теперь мы его переосмысливаем и получаем движение + противостояние, без которых не существует ни один вид спорта. Эти идем мы выразили в ролике "Время меняется. Смыслы меняются. Бей, по мячу".

МОНОЛОГ ЧАЛОВА ПРО 11 МОЛЬБЕРТОВ НА ПОЛЕ И ТРЕНЕРА, КОТОРЫЙ ДЕЛАЛ ВИД, ЧТО ФОРМЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Но как играть в такой форме? Отвлекает ли дизайн от футбола? И что случилось с Чаловым после матча. Об этом мы спросили Даниила, а у него получился расширенный ответ-монолог, где он говорил про футбол, а получилось про искусство (или наоборот?).
Футболисты — это холсты. 11 мольбертов стояли перед всем миром и показывали, что в Витебске происходили великие вещи.

Все дни до игры главный тренер делал вид, что формы не существует. И игроки, и я действовали так же. Когда ты спортсмен, то можешь выйти на поле хоть в ночной рубашке. После фотосессии за три недели до игры ребята просто спрашивали: "Будем играть в ней?" Не более того. Футбол — это другой мир, нереальный, в нем ты оторван от окружающего, а в реальный попадаешь два раза за матч — когда выходишь на поле из подтрибунки и во время гимна. Дальше — игра.


Порадовался, что у нас такая форма и мы довели дело до конца, я только после игры, когда мы победили и я вернулся в реальный мир. Что я испытал? Необычное чувство, осознаю которое только сейчас. Вот ты любишь две песни — Compromise у Tesla Boy и "Пуля-дура" рэпера "Хаски". Ставишь их одновременно, и — о, чудо — они не перебивают друг друга, они органичны, и из них получается новая песня, которая длится ровно минуту. Но так наполнена звуками, что расходится по всему миру и находит там отклик.

Отклик я ощущаю до сих пор. Про нас пишут СМИ на русском и английском языках, отвечаю по почте американским журналистам и получаю много одинаковых вопросов про "Витебск", форму, супрематизм и Эль Лисицкого. Но один вопрос запомнился больше всего — он начинался со слов "Андрей, скажите, пожалуйста".

Как на форму отреагировала команда?
Администратор "Витебска" Гена, который в клубе уже сто лет, сказал: "Блин, Дань, это лучшая форма в истории Витебска". А тренер Сергей Ясинский после игры попросил поаплодировать за фартовую форму.

ТЕПЕРЬ ФОРМА "ВИТЕБСКА" — ПОВСЮДУ. ЗАКАЗАЛИ ДАЖЕ В ШОТЛАНДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

"Первую партию из 67 футболок раскупили за один день, — рассказал партнер Чалова по "Ничего Обычного" Нуров. — 85% заказов — из нерусскоговорящих стран. Многие набивают фамилию Дани, а мы смеемся, что он первый Чалов, который уехал в Англию. В Шотландию три футболки заказал преподаватель современного искусства в университет Абердина. География заказов — самая разная. США (Калифорния и Вашингтон), Финляндия, Англия, Уэльс, Польша, Австралия. Только что пришел заказ из Китая".

***
Сейчас Чалов готовится к пяти последним турам чемпионата Беларуси ("Витебск" на десятом месте), сражается за Кубок и снова рассуждает об искусстве.

В 20-е годы Эль Лисицкий добавил к фигурам супрематизма объемные элементы вроде стен-прямоугольников на картине "Проун 1Е Город" и придумал собственную художественную систему проунов (= проекта утверждения нового).


"Холст для меня стал слишком тесен, — говорил художник. — И я создал проуны — как пересадочную станцию от живописи к архитектуре".

Чалов мечтает, чтобы супрематическая форма "Витебска" стала таким проуном: "Чтобы холсту (футболу) стало тесно внутри себя, он бы объединял людей из разных сфер и общался с творчеством.

Супрематическая форма — только начало"
.




Комментарии (1)

tolkonoch 13 Окт 2020 18:38
Будем надеяться, что именно такой формы и не хватало команде, чтобы быть выше, чем 10-е место в таблице чемпионата