2020-03-21 10:24:29
Футбол

Что не так с работами студии Quberten, преобразившей логотип БАТЭ?

Что не так с работами студии Quberten, преобразившей логотип БАТЭ?Тот случай, когда хорошо все, кроме главного.

Нужен ли был "желто-синим" редизайн? Определенно. Даже далекому от дизайнерского искусства болельщику очевидно, что старый логотип БАТЭ не соответствовал уровню клуба, представлявшего страну в Лиге чемпионов. Единственные изменения эмблемы в последние годы — добавление трофейных звезд и национального орнамента на синюю полосу. Второе было прекрасно по мысли, но беспомощно по исполнению. Создавалось ощущение, будто для орнамента просто не хватало свободного пространства — и его втиснули кое-как. Смотрелось, мягко говоря, инородно.


Стоило ли ожидать чего-то похожего на итоговый вариант российских мастеров из Quberten? Снова да. Не первый год именитые бренды упрощают свои логотипы — это уже устойчивая философия.



Чистая композиция делает логотип более универсальным и практичным. Минималистичный дизайн становится более разборчивым на всех видах фона, даже на самых сложных, поэтому упрощение еще долго будет оставаться ведущим трендом. Крупные компании, стремящиеся к максимизации прибыли, убирают с логотипов все лишнее: линии, цвета и даже сложности в шрифтах.


Кроме того, можно сделать эмблему более разборчивой, если добавить свободного пространства (воздуха) между ее элементами.


По данному пути пошли и дизайнеры из Quberten:


И это бы сработало, если бы не один нюанс — окружность. "Новый логотип повторяет смысл и геометрию прежней эмблемы", — говорится в презентации Quberten. Отлично, но в таком случае сознание человека относит к пространству логотипа все, что находится внутри окружности. При таком рассмотрении эмблема кажется уже не минималистичной а пустой. Негативное пространство (пустоты между или вокруг объектов рисунка) никак не используется. Простой пример от телекомпании NBC — негативное пространство превращается в павлина:


В итоге уменьшенные варианты логотипа смотрятся классно, а лоск основной версии тускнеет:


Как решила проблему другая российская студия при обновлении лого "Зенита" из Санкт-Петербурга? Дизайнеры Артемия Лебедева вообще отказались от окружности и вернулись к истокам:


Стоп, какое-то дежавю. Вот прямо сейчас эмблема "Зенита" что-то напомнила. Ах да! Это же фактически фрагмент нового лого БАТЭ! Иронично, что на презентации питерскую и борисовскую эмблемы разместили рядом — видимо, чтобы удобнее было сравнивать:


Фактически использован один художественный прием: буквенная композиция "Зенит" и центральный элемент эмблемы БАТЭ (флаг) устремляются в одну точку. Если из этой точки проведем две прямые, они даже разойдутся практически под одним углом. Оба элемента имеют прямую верхнюю грань — визуально очень схоже. Стоит ли объяснять, что подобных совпадений с символикой клуба из географически близкой страны было бы лучше избежать?


Вновь подошли к основной, по мнению некоторых болельщиков, проблеме студии Quberten — вторичности. Как она проявилась в ребрендинге хоккейного минского "Динамо" и клубов экстралиги, писали тут.

Читаем в презентации Quberten:

Основа основ — желто-синий цвет эмблемы. Важно было отразить в логотипе стремление побеждать и быть первым. В результате появился такой элемент, как флаг.

И далее:

Новый лого серьезно изменился — стал чище и осмысленнее. Теперь он отлично выделяется на фоне команд, выступающих во внутреннем чемпионате, и не теряется среди европейских грандов. Первым делом мы взбодрили уставший флаг, раздули полотно спортивной злостью и геометричностью.

Не теряется среди европейских грандов? Так на той же картинке выше эмблема ПСВ, и флаг смотрит в ту же сторону. И если главный элемент эмблемы визуально напоминает центральный элемент двух других, использованных на вашей же презентации, что-то явно не так.

Флаг разделен полосой — это отсылка как к флагу Борисова, так и к заводу — cиние полосы по краям напоминают молнии.


Молния — это хорошо, отсылка и к клубной истории, и к заводу. Но как она исполнена? Не каждый белорус, а уж тем более иностранец, видел первую эмблему заводской команды и современную заводскую эмблему. Человеку со стороны бросятся в глаза просто две молнии: желтая (полотно флага) и синяя (полоса на флаге). Скрытый смысл раскусят единицы. В то же время взгляд упирается в стиль: взяли остроугольный треугольник, разделили на трапецию и треугольник поменьше, сдвинули получившийся треугольник — молния готова. Прием стар как мир. Первое, что всплывает в памяти, — супергеройская молния. Так, например, выглядел Капитан Марвел, он же Шазам, в комиксах середины ХХ века:




Сразу вспоминается геометричная молния с лого программы для прослушивания музыки Winamp:


Ну а безымянных изображений похожих молний в сети сотни:


Выходит, и сам флаг, и главная его деталь (молния) далеки от уникальности, оригинальности. Quberten неплохо разрабатывает "экосистемы", включающие логотип, сублоготипы, монограммы, паттерны и уникальное написание. Связанных между собой элементов фирменного стиля у БАТЭ, по сути, не было. Однако авторского креатива, идей мастерам порой недостает. Нам ведь показали и промежуточные варианты. На скриншотах видеопрезентации видно, что авторы знали о существовании массы логотипов с флагом в роли смыслообразующего элемента — и все равно не сделали собственный неповторимым:


Они изначально вцепились в идею с геометрической молнией, другие решения, кажется, всерьез не рассматривались:









Как и в случае с хоккейным "Динамо", у Quberten вышел "комплексный обед": в целом все вкусно, стол отменно сервирован, но к главному блюду остаются вопросы.

Студии удается типографика. Действительно, с каждым годом все сложнее создавать привлекательные начертания одних и тех же букв и цифр. Написания в стиле тяжелого автопрома хороши, как и дополняющий их паттерн, напоминающий работу механизмов.



Дизайнеры всегда гордятся соблюдением пропорций, однако при современных технологиях добиться эффекта соразмерности нетрудно:


Quberten работает с белорусскими клубами по схожей модели. Один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность. Об этом стоит помнить заказчикам.



Комментарии (14)

Страйкаут 23 Мар 2020 09:08
Такая работа проделана, прямо целый научный труд, а всё ради какой-то эмблемки. Кому-то нечему больше заняться.
Carabus 22 Мар 2020 15:00
Ну а как же, а хде ж кружок?:) А так да, смотрится намного симпатичнее итогового, я тоже внимание на него обратил.
YM77 21 Мар 2020 18:43
Автор попытался нам втюхать эту хрень с лого, чтобы оправдать бездарного недоделка-"креативщика"! Пиши что угодно, новый лого от этого лучше не станет... Это как с Win10!.. guano iz guano как ни крути!..
czesare 21 Мар 2020 17:10
Да что вы прилепились к этим российским кубертенам? Они вчера еще колесного скрипа пугались в своих едренях, позавчера компьютер увидели. Беларуская школа дизайна - одна из лучших в Европе, один Цеслер чего стоит!https://m.nn.by/ru/articles/215781/

https://www.google.com/search?q=%D0%A6%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%80&hl=ru-RU&sxsrf=ALeKk02Q7XWlncJRTjQMyViS52D_Tq359w:1584799913716&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjv_5Xf36voAhWimIsKHXN4Au8Q_AUoAXoECBMQAw&biw=1396&bih=613
IGROK85 21 Мар 2020 14:19
Чем хотя бы этот вариант не угодил?

[IMG]https://c.radikal.ru/c13/2003/fb/2f3ddefb0703.jpg[/IMG]