2020-07-10 08:16:00
Футбол

Counter-Strike: как заработать на виртуальной борьбе с терроризмом

Counter-Strike: как заработать на виртуальной борьбе с терроризмомРассказываем о рождении самой простой и понятной киберспортивной дисциплины на планете.

Сегодня "Counter-Strike: Global Offensive" — одна из самых популярных киберспортивных дисциплин не только в Беларуси, но и во всем мире. Эта незамысловатая игра уже давно занимает топовые строчки рейтингов по количеству игроков. Регулярно проводятся "миноры" и "мажоры" с огромными призовыми фондами, а киберспортивные организации постоянно ищут новые таланты.

С каждым годом растет уровень профессионализма игроков. Регулярно появляются новые киберспортивные организации и федерации. CS:GO транслируется на всех медиа-ресурсах, и популярность его увеличивается.


Но кто мог подумать об этом и предсказать такой успех более двадцати лет назад, в момент зарождения самого киберспорта?
Вместе с VOKA мы решили углубиться в историю "Counter-Strike" и понять, как появилась игра, без преувеличения ставшая олицетворением киберспорта.

Святая простота

Counter-Strike — игра о противостоянии террористов и спецназа. Такой конфликт прост и понятен всем. Соответственно, игрокам легко втянуться в процесс. Суть происходящего описать несложно. Две команды из пяти человек поочередно выполняют определенные задачи. Террористы закладывают бомбы или, скажем, удерживают заложников, а спецназовцы пытаются любой ценой помешать своим оппонентам. Все это приправлено экономической частью с покупкой оружия и необходимостью следить за финансами. Сейчас идея Counter-Strike звучит как что-то почти банальное. Эту модель с разной степенью успеха пытались и все еще пытаются повторить другие игры. Но 20 лет назад инновационная в своей простоте концепция CS перевернула мир гейминга и киберспорта.

Рождение легенды и помощь коммьюнити

Идея игры, рассказывающей о противостоянии спецназа и террористов, возникла в конце 90-х годов прошлого века. Ее автор, Мин "Gooseman" Ли, просто хотел создать небольшую модификацию Half-Life — хитовой научно-популярной стрелялки, выпущенной американской компанией Valve в 98 году. Ранее Ли уже занимался модами для популярных в те времена "Quake" и "Unreal Tournament". Эти скоростные шутеры в фантастических декорациях царили в киберспорте 90-х. Но обе игры были далеки от реализма, которым впоследствии будет славиться "Counter-Strike".


Мин "Gooseman" Ли

В 99 году "Half-Life" подарил своим поклонникам официальный набор для создания модификаций, после чего его выпустили в свободном доступе. Этот шаг сделал и без того великолепный "Half-Life" идеальной игрой для своего времени. Удобный мультиплеер, современный инструментарий и понятные всем декорации — мечта для модера. Мин Ли просто не мог не обратить внимания на такое благодатное поле для творчества и начал реализацию своего некоммерческого и пока безымянного проекта.

По словам автора, он работал по 30-40 часов в неделю, умудряясь параллельно обучаться в университете. При этом Gooseman не ждал от своего проекта большого успеха.

Однако огромное количество позитивных отзывов и энтузиазм геймеров ошеломили Ли. В условиях всеобщего одобрения он просто не мог остановить работу над игрой. К тому же поклонники хитовой модификации активно помогали ее создателю. Процесс общения с коммьюнити проходил на сайте, который администрировал второй разработчик Counter-Strike, — Джес Клиф. Геймеры-энтузиасты вкладывали много труда в создание игры, что признавал и сам Ли: "Признаться, мы сами не создали ни одной карты для КС. Все уровни были присланы фанатами, и мы просто выбирали, что будем оставлять для релиза. Так что игру делали я, Джесс и наше коммьюнити".

Первая бета-версия CS вышла 19 июня 1999 года. Игра постоянно дорабатывалась, появлялось новое оружие и карты, баги устранялись, а популярность росла. Широкая известность к "Counter-Strike" начала приходить на стыке веков, после выпуска пятой беты.


Террористы, которых любили все

От кустарной разработки до промышленных масштабов

По сравнению с популярными шутерами того времени (вроде "Quake" и "Unreal") CS был более медленным и размеренным, а упор в игре делался на командную работу.

Стремление Ли создать более реалистичный шутер принесло свои плоды. В 2000 году Valve заинтересовалась модом. Компания связалась с Ли и предложила ему официальную работу на должности гейм-дизайнера. Как оказалось, это было одно из лучших решений в истории Valve.

8 ноября 2000 года вышла первая standalone-версия CS (в отдельном клиенте) под номером 1.0. До этого момента игра запускалась через клиент Half-Life.

В это время по "Counter-Strike" уже проходили соревнования различного уровня. Правила первых турниров сводились к двадцати минутам игры за каждую сторону. После матча подсчитывалась разница очков и определялся победитель. В Беларуси "CS" тоже стал набирать популярность, в том числе среди киберспортсменов. Появились первые команды вроде Stealth, Matrix, Co-6, к29, т21, Pro100, PLATOON, Ultimo, Portal, Snt, GoodJob и других.

"Counter-Strike" под началом Valve становится хитом. Упор на реализм, простота и понятность сделали игру привлекательной для широких масс. Принцип easy to learn, hard to master (легко начать, тяжело стать профессионалом) Ли всегда ставил во главу угла, и именно это, по его словам, помогло игре добиться успеха.

В самом начале у "контры" было несколько соревновательных режимов. Например, нужно было спасти заложников или доставить VIP-игрока до точки эвакуации. Практиковались также альтернативные геймплейные ответвления, в которых игрокам нужно было много прыгать или серфить по поверхностям. Но самым популярным режимом, прошедшим через года и не утратившим свою актуальность, был и есть классический — “минирование/разминирование”. Сценарий с закладкой бомбы плотно закрепился в киберспорте и сейчас является основным.

Настоящая известность к "CS" на территории СНГ пришла с победой российской команды М19 на чемпионат мира World Cyber Games-2002 в Южной Корее. Тогда киберспорт впервые попал на экраны телевизоров, а популярная НТВ-шная передача "Намедни" подготовила целый репортаж, посвященный модному и непонятному рядовому телезрителю явлению.


Команда М19 на World Cyber Games-2002

Бессмертная классика

11 октября 2003 года выходит "Counter-Strike 1.6". Это, пожалуй, самая популярная версия игры, которая дольше всего была признана игроками и оставалась актуальной на протяжении десятка лет. Именно в 1.6 в середине нулевых "рубились" школьники, сбежавшие с уроков. Именно с этой версии шутер начинает киберспортивный марш по планете.


Легендарное меню "Counter-Strike 1.6".

Призовые фонды крупных турниров превышают сотни тысяч долларов, и Counter-Strike становится в один ряд с тогдашними мастодонтами киберспорта: стратегиями от компании "Blizzard Starcraft" и "Warcraft", а также шутером "Quake 3" от ID Software.
Версию 1.6 несколько раз пытались усовершенствовать. 23 марта 2004 года, к примеру, вышел "CS: Condition Zero". С помощью этой игры разработчики пытались перенести классический 1.6 на новый движок. 7 октября 2004 года свет увидел CS: Source, еще более современный и технологичный.

Но обе игры вызывали у большинства геймеров лишь отторжение. А версия Counter-Strike 1.6 продолжала оставаться самой популярной.

“Го, я создал”

Наконец 12 августа 2011 года компания Valve анонсировала новую версию — Counter-Strike: Global Offensive. В ней игрокам был представлен классический геймплей, но с современной графикой и обновленным движком.

Спустя год, 21 августа 2012 года, игра выходит в свет. И в таком виде "Counter-Strike" уже становится одной из самых популярных киберспортивных дисциплин на планете. Призовые, позволяющие геймерам зарабатывать миллионы долларов, огромное количество турниров разного ранга, спонсорские контракты для киберспортсменов и многое другое. Быть профессиональным CS-ером становится престижно, модно и круто, а самое главное — выгодно.

Многие организации, известные бренды, звезды спорта и шоу-бизнеса начинают инвестировать в киберспорт. Количество профессиональных игроков стремительно растет.


“Counter-Strike” сейчас. Все тот же, но совсем другой


Даже несмотря на то, что жанр шутера за десятки лет невероятно изменился, Counter-Strike с 2000 года остался таким, как прежде — простым, понятным, и легким для освоения, но в то же время требовательным и напряженным. В CS можно с одинаковым успехом ненапряжно играть с друзьями и проливать реки пота в попытках достучаться до киберспортивного небосвода.

***

К счастью, путей на этот самый небосвод для белорусских игроков становится все больше. Если раньше нашим CS-ерам нужно было чаще смотреть за границу и искать успех там, то в последние годы возможности для роста и демонстрации умений у талантливых ребят появилась и на родине. В том числе благодаря серьезным внутренним турнирам таким, как VOKA League. Именно турниры с солидными для Беларуси призовыми (победители VOKA League по дисциплине CS:GO из команды TRVPREMESLO в итоге забрали 3 тысячи рублей) позволяют игрокам почувствовать свою значимость и увидеть перспективу для роста дома. Ведь белорусским талантам сейчас прежде всего нужна стабильность и возможность показать себя перед родной аудиторией, которая по привычке куда больше внимания уделяет зарубежным командам и турнирам. История профессионального Counter-Strike богата, но киберспортивная индустрия пока не сформировалась в нужной мере, это касается всего мира. И здорово, что в Беларуси в последние годы по крайней мере наметился курс, который позволит начинающим и профессиональным игрокам не блуждать в потемках, натыкаясь на острые углы.



Комментарии (36)

Tayfon 11 Июл 2020 22:24
Цитата:

За сообщения не по теме полагается бан
согласен, с моей стороны больше не повторится
Константин Лобандиевский 11 Июл 2020 22:16
Уважаемые магистры форумных наук. Отношения выясняйте в личке. За сообщения не по теме полагается бан
stran 11 Июл 2020 16:23
Tayfon, думаю сходить на улицу, но боюсь... это ты мне устроил?
Ефрем 11 Июл 2020 16:22
Зря говорят, что больше нет настоящей любви...



У них даже количество сообщений практически одинаковое...)
Tayfon 11 Июл 2020 16:22