2018-06-08 15:26:03
Хоккей

Николай Кузнецов: главная проблема детского хоккея в Беларуси — ориентированность на результат

Николай Кузнецов: главная проблема детского хоккея в Беларуси — ориентированность на результатБывший консультант ФХРБ по вопросам развития детско-юношеского хоккея Николай Кузнецов в интервью корреспонденту pressball.by Максиму Стояну рассказал в деталях о том, почему сборная Беларуси вылетела в первый дивизион, обозначил главные проблемы белорусского хоккея и предложил пути их решения.

Начнем с майских событий. Многие в Беларуси, в том числе и сами хоккеисты, связывают вылет сборной на ЧМ-2018 с проблемами в детском хоккее. Вы согласны с такой позицией?
Высказывания и решения нынешних сотрудников ФХРБ напоминают притчу о четырех слепых мудрецах, рассуждающих о том, что такое слон. Один, дотронувшись до ноги, заявил, что это ствол огромного дерева. Второй, обхватив хобот, утверждал, что слон — это разновидность удава. Третий уверял, что слон похож на змею, держа в руках хвост животного, а четвертый доказывал сходство слона с большой лианой, проведя ладонью по его уху.

Постоянные поиски виноватых в провалах сборной вместо глубокого анализа и реальной работы говорят о непонимании чиновниками принципа причинно-следственной связи. Когда хоккейные функционеры утверждают, что ветер дует, потому что деревья качаются, это говорит об их уровне мышления и профессионализма.

Объяснять проблемами детского хоккея неудачное выступление национальной сборной на отдельно взятом турнире любого уровня, мягко говоря, некорректно. Это очень удобная позиция для оправдания тех, кто непосредственно занимался подготовкой команды к турниру, формировал состав и наигрывал игровые сочетания, создавал рабочую атмосферу в коллективе.

За результаты выступлений национальных сборных также должны отвечать и брать на себя ответственность люди, причастные к системным аспектам хоккея в стране. В том числе, за разработку регламента и организацию внутреннего чемпионата, за внятную систему формирования приоритетов минского "Динамо" и сборной, за стратегию взаимоотношений с внешними факторами, определяющими динамику развития хоккея в стране. Например, позиционирование в вопросах участия в КХЛ, четкая позиция в легионерском вопросе и вопросе смены "спортивного гражданства".

Постоянная смена курса, необоснованное реформаторство, отсутствие прозрачной и продуманной позиции, популистские и ангажированные решения на эмоциях никогда не приносили успехов ни одному из современных проектов. Особенно в спорте, требующем долгосрочных программ, профессиональных исполнителей и ответственности за конечный результат всех участвующих в процессе людей.


Хватает ли, на ваш взгляд, квалифицированных тренеров в Беларуси?
Квалификация тренеров — одно из важнейших направлений программы развития хоккея. За два сезона проведения тренерских семинаров, преподавания в Высшей школе тренеров, общения с руководителями и наставниками хоккейных школ я убедился, что большинство тренеров хотят и умеют учиться. Наметился серьезный прогресс в понимании хоккея и тренировочного процесса.

Для того, чтобы профессиональный уровень наставников отвечал требованиям современного хоккея, необходимо наличие в хоккейных школах методистов, владеющих всеми инструментами организации и анализа хоккейного процесса. Как правило, в хоккейных школах Беларуси должности методистов занимают люди, либо не имеющие отношения к хоккею, либо специалисты, не обладающие профессиональными знаниями и навыками.

В школах, за исключением "Юности" и БФСО "Динамо", не организованы методические кабинеты с подборкой литературы и видеоматериалов. Практически не проводится методических советов с разбором новых тенденций хоккея, построения тренировочного процесса… В основном планерки содержат обсуждение результатов игр команд по возрастам, расписания льда и площадок, текущих вопросов. Как следствие, тренеры предоставлены сами себе в выборе средств и методов работы, соотношения объемов и интенсивности нагрузки. Они принимают решения и управляют группой на основе своего опыта и случайно полученных знаний, делая ставку на локальный результат, а не на качественную подготовку и перспективу.

Практика организации тренерских семинаров, где делятся сегодня опытом действующие тренеры отдельных школ, безусловно, похвальна, но неэффективна, так как преподавание и обмен опытом — это неравнозначные процессы. Преподаватель и тренер — совершенно разные профессии.

Возможно, все дело в низких зарплатах?
Уровень зарплаты, без сомнения, не достоин затрат моральных, эмоциональных и физических, которые тренеры несут в процессе подготовки игроков и воспитании достойных граждан и личностей. Престиж профессии, в том числе и тренерской, определяется не только финансовой, но и имиджевой составляющей специальности. Признание родителей учеников, коллег и государства не формируется на пустом месте.

С какими еще проблемами столкнулись в детском хоккее?
Главная — ориентированность детского спорта на результат. Места в официальных соревнованиях становятся для руководителей школ и клубов главным критерием оценки работы тренеров. Согласно показанным результатам им присваивают категории и повышают зарплату. Подобный подход практикуется во всех школах Беларуси, независимо от их расположения, истории, достижений и репутации. Принадлежность всех школ государственным структурам местных органов власти не позволяют им противоречить Закону о спорте и изменить эту ситуацию.

Самыми негативными моментами такой практики становятся: ранняя специализация, форсирование функциональной и тактической подготовки, пренебрежение принципами спортивной подготовки и законами физиологии и психологии юных хоккеистов. В результате, игроки в определенном возрасте не получают необходимых умений и навыков. Своевременно не закладываются функциональные качества, которые невозможно восполнить или компенсировать в более позднем возрасте. Ведущими и наиболее перспективными считаются игроки, опережающие свой паспортный возраст и имеющие лучшую статистику, а не хоккеисты с лучшими задатками и устойчивой динамикой развития.

Для большинства тренеров и руководителей школ ориентированность детского спорта на результат является главной отговоркой в вопросах грамотного построения тренировочного процесса: "С нас спрашивают результат!" Как итог, большинство игроков, претендующих на право попадания в юношескую, юниорскую и молодежную сборные, имеют серьезные недочеты в технике, функциональной подготовке и понимании игры. Что, безусловно, сказывается на общем уровне наших команд и их результатах.


Хоккей — дорогой вид спорта. Чаще всего занимаются им дети из обеспеченных семей, а значит, успех или неуспех в хоккее редко влияет на дальнейшую жизнь ребенка. Если что не так, родители всегда помогут. Возможно, отсутствие у многих ребят мотивации также проблема?
Во всех программах развития хоккея в ведущих хоккейных державах одно из первых мест в вопросах привлечения детей в группы начальной подготовки отводится мотивации. И это не случайно. Нужно отчетливо понимать, как мотивировать нынешнее поколение, достаточно пассивное и ориентированное на гаджеты и сети, на физическую активность в реальном, а не виртуальном мире. Вот какие выводы на этот счет сделали в США и Швеции.

1. Наибольший процент спортсменов, добившихся серьезных результатов в профессиональном спорте — выходцы из семей с невысоким достатком и из провинциальных мест. Главным мотивом изначально становилось желание достичь не столько спортивного, сколько социального "лифта".

2. Юные спортсмены, мотивированные на социальном уровне, проявляют больше старания на тренировках и в играх, чем игроки, для которых на начальном этапе хоккей — это очередное развлечение или прихоть родителей.

3. Необходимо исключать раннюю специализацию и поощрять на начальном этапе подготовки занятия различными видами спорта, что способствует формированию хорошего потенциала двигательных возможностей детей.

4. Важно поддерживать стремление детей из семей с небольшим достатком заниматься хоккеем и создавать необходимые условия для привлечения их в секции. Например, во многих штатах США ежемесячно проводятся уроки физкультуры на хоккейном корте, где детям выдаются бесплатно коньки и необходимый инвентарь. На большинстве катков функционируют магазины с недорогой подержанной экипировкой, а в Швеции для игроков Бьерн-Лиги (матчей поперек площадки), желающих попробовать себя в роли голкиперов, на каждом хоккейном корте есть несколько комплектов вратарской формы, которые можно арендовать бесплатно.

5. Для мотивации, как правило, подчеркивается важность хорошего эмоционального фона тренировок, позитивного настроения тренеров и создания в группе атмосферы доверия и уважения.

Безусловно, не всякий опыт можно адаптировать в отдельно взятой стране, но государству и федерации необходимо понимать важность создания примерно равных условий для всех детей, которые хотят заниматься хоккеем. Если в хоккей придут дети только тех родителей, кто может приобрести форму или оплатить занятия на "подкатках", то ни методики тренировок, ни количество ледовых площадок, ни профессиональные тренеры не смогут компенсировать недостаточное количество мотивированных и увлеченных хоккеем детей.

Общались с глазу на глаз с Игорем Рачковским, чтобы донести до него свое видение развития хоккея?
В мае 2015 года ко мне обратились представители ФХРБ с предложением провести переговоры о совместном проекте по созданию и внедрению программы развития детско-юношеского хоккея в стране. На первой встрече Игорь Анатольевич признался, что они рассматривали большое количество кандидатов на эту должность среди отечественных и зарубежных специалистов. Мою кандидатуру порекомендовал Владимир Владимирович Юрзинов, с которым мы к тому времени совместно провели уже не одно образовательное и научно-методическое мероприятие для тренеров хоккейных школ, МХЛ, ВХЛ, сборных команд, КХЛ.

Практически сразу договорились об условиях работы, функциональных обязанностях и ответственности за результаты деятельности. Главное, что меня подкупило и предопределило успешный итог переговоров, желание со стороны федерации в корне поменять систему подготовки хоккеистов, наладить качественный тренировочный процесс и значительно повысить уровень профессионального мастерства и образования тренеров. Для меня масштабность и серьезность такого проекта стали настоящим вызовом.

Так сложилось, что в первый сезон серьезный акцент в работе был сделан на команду 1999 года рождения, которая базировалась в Раубичах. С теплотой вспоминаю отличную атмосферу в группе, которой руководили Евгений Есаулов и Дмитрий Катаев. За сравнительно короткий срок тренерам удалось создать мощную команду, повысить мастерство игроков и помочь молодым хоккеистам поверить в свои силы.


Какие новшества вы предлагали в обучении юных хоккеистов, и что изменилось в итоге?
За последние два сезона проделана огромная работа по реформированию многих сторон детско-юношеского хоккея, а также разработаны новые методические подходы для проведения соревнований и организации тренировочного процесса юных хоккеистов. В частности, уже три сезона регламентом проведения первенства Республики Беларусь предусмотрены турниры для 9-10-летних хоккеистов поперек площадки.

Разработаны дополнения и изменения в действующую программу для хоккейных школ, в которых на основе требований современного хоккея внесены существенные изменения в разделы отбора, тестирования, построения тренировочного процесса, психологической подготовки, питания, планирования. На основе международного опыта подготовлены методические пособия для хоккеистов всех возрастных групп и адаптированные к условиям в Беларуси и менталитету белорусских игроков.

На первых сборах и играх молодых белорусских игроков бросилась в глаза неуверенность юных хоккеистов в своих силах, различные комплексы по отношению к заведомо сильным соперникам и слабое проявление, а порой и отсутствие спортивной злости в различных игровых ситуациях. С тренерами юношеской сборной мы решили, что уверенность не может сформироваться сама по себе, а лишь в результате серьезной, кропотливой и качественной работы над всеми элементами хоккея. И многое из задуманного удалось воплотить в жизнь за достаточно короткий срок. Как итог, пришли победы в играх и турнирах самого высокого уровня.

Свою вторую серьезную задачу я увидел в повышении уровня квалификации отечественных тренеров. Проблема невысокого уровня образования наставников хоккейных школ также характерна и для России, и для Казахстана. Как правило, будучи студентами физкультурных ВУЗов, будущие тренеры продолжали играть в хоккей и лишь номинально получали знания и навыки, необходимые в профессии спортивного педагога. Более полвины детских тренеров страны прошли обучение в минской Высшей Школе Тренеров или на семинарах, которые мы провели за два сезона во всех регионах Беларуси.

Хотелось бы отметить, что сегодня большинство наставников хоккейных школ страны умеют грамотно построить и контролировать тренировочный процесс с воспитанниками разных возрастов. Это серьезный шаг вперед по формированию эффективной отечественной школы хоккея.

Общение с руководителями и тренерами хоккейных школ показало, что большинство специалистов позитивно относится к нововведениям, которые предлагает ФХРБ. Однако для перехода к работе детских тренеров хоккейных школ на более высоком качественном уровне необходимо пересмотреть целый ряд моментов в функционировании самого отдела развития и детско-юношеского хоккея федерации.

И что нужно пересмотреть?
Видится целесообразным изменение вектора развития и направленности деятельности самой ФХРБ. Принимая во внимание опыт функционирования федераций по видам спорта ведущих спортивных держав, следует отметить, что главный акцент в их работе делается на подготовку профессиональных тренеров и развитие массового и детско-юношеского спорта, который является фундаментом спорта высших достижений.

Прокомментируйте прощальный пост в Facebook.
Здесь нет никаких секретов. И психология, и практика профессионального спорта доказывают: успехов на высшем уровне добиваются лишь спортсмены, которые умеют ставить самые высокие цели. Как это ни парадоксально, но лучшие достижения в большом хоккее обычно на счету игроков, переоценивающих свои возможности. Задача тренеров лишь правильно и своевременно направить таких амбициозных спортсменов на решение командных задач и привить им чувство неуспокоенности и постоянного желания добиваться новых высот. Радует, что в последние годы таких ребят в белорусских командах появляется все больше. Похожая ситуация и с тренерами, имеющими честолюбивые планы.

Задача же хоккейных чиновников не имитировать бурную деятельность в кулуарах, не изобретать новые регламенты и лимиты, а помочь целеустремленным игрокам и тренерам раскрыться, создать условия для постоянного роста всех участников хоккейного процесса в стране.

Николай Кузнецов: Беларусь — до свидания! Спасибо за уроки от невежественных чиновников и безграмотных наставников

Одно из быстрых решений проблемы — натурализация.
Без комплексных решений натурализация игроков — лишь попытка отодвинуть на время те вопросы, которыми нужно заниматься системно и постоянно. Натурализация должна носить точечный и временный характер. А приглашать надо игроков высокого уровня, готовых стать примером для молодежи своим отношением к сборной, готовых выделяться не только мастерством, но высокой самоотдачей в играх и на тренировках. Необходимо максимально исключить влияние на процесс натурализации агентов и иных заинтересованных лиц.

На ваш взгляд, молодому хоккеисту лучше играть в сильном чемпионате и проводить на льду мало времени или же выступать в слабом, но зато играть на регулярной основе?
В Беларуси количество способных игроков ограничено, поэтому нельзя выбрать единственную стратегию. Нужно взвешивать индивидуально решения по трансферу каждого игрока, принимая во внимание его уровень, уровень команды и лиги, в которые он отправляется, перспективы его развития в Северной Америке и гарантии привлечения его к играм и турнирам за свою сборную.

Не секрет, что многие молодые хоккеисты теряются в "минорных" лигах и как личности, и как потенциальные игроки национальных сборных. Важным фактором является и способность игрока адаптироваться к незнакомой социальной и хоккейной среде, к иным игровым и тренировочным требованиям. Зачастую, агенты, получив дивиденды при подписании начального контракта, активно выполняют лишь первую часть своих обязательств, отправляя игрока в Северную Америку и, не заботясь о том, как несформировавшийся юноша сможет "выжить" в непривычной обстановке. Тем более, неприемлема ситуация, когда сотрудники федерации лоббируют процесс миграции молодых игроков в другие страны, не отвечая за последствия таких решений, не учитывая всех перечисленных аспектов и преследуя целью лишь удовлетворение своих личных амбиций и интересов.



Комментарии (6)

Михась 09 Июн 2018 12:25
Savichz, не в бровь - а в глаз...
Bullean_clon 09 Июн 2018 12:05
Хорошее вью. Но если хороший тренер у детей, то он не будет ориентироваться на результат. Так что как ни крути - проблема основная - тренерская.
Tayfon 09 Июн 2018 12:03
"вне игры" что-ли посмотрел?
lonely hedgehog 08 Июн 2018 22:28
Разумна, абгрунтавана, змястоўна. Дзякуй за матэрыял.
Savichz 08 Июн 2018 18:21
Цитата:
"Нужно отчетливо понимать, как мотивировать нынешнее поколение, достаточно пассивное и ориентированное на гаджеты и сети, на физическую активность в реальном, а не виртуальном мире.
Читать полностью: https://www.pressball.by/pbonline/hockey/85248"

Нужно отчетливо понимать что в нашем государстве пассивность нужно внести отдельным пунктом в гос. идеологию.. пассивный человек - послушный, пусть и без энтузиазма но четко будет исполнять то, что на него возложено начальством, хоть за попятьсот хоть за триста американских в месяц.. столько времени сколько нужно. Поэтому пассивность, отсутствие стремления к высшим результатам, жить лучше , она проникла во все сферы нашего общества.. потому что пассивный человек не совершит революции, и я не только про политику.. а нет революции значит и власть никто не уберет, а значит можно делать что хочешь, или не делать вообще, главное поддерживать пассивность общества, поэтому любые проявления активности зарубаются на корню, поэтому в хоккее, в футболе, в целом спорте, в культуре, в науке, в политике , везде будет пассивонсть, и не интернет с гаджетами в этом виноват, посмотрите в интернетах и гаджетах сколько собирают трибуны в европе на матчи, сколько собирают у нас..