2019-09-04 15:11:46
Хоккей

Ребрендинг минского "Динамо". В атрибутике "нам роднай каманды" стало меньше "нам роднага"

Ребрендинг минского "Динамо". В атрибутике "нам роднай каманды" стало меньше "нам роднага"Современно, универсально, трендово, но…

"Можно с уверенностью сказать, что визуальный стиль минского "Динамо" самый осмысленный и монолитный в лиге". Такими словами оканчивается презентационный текст на сайте "зубров". И знаете, с позиции разработчиков все так и выглядит: создан фирменный "леттеринг", шрифт номеров, скорректированы клубные цвета, разработан новый логотип и даже альтернативный, объяснена концепция. Но почему же тогда "революция в айдентике" проходит не по бархатному сценарию? Неужели все, кто не в восторге, безнадежно отстали от жизни и не приемлют ничего прогрессивного?

К сожалению, это не вся правда. Мало объяснить концепцию, важно, чтобы концепция была оригинальной и неповторимой. И отсюда произрастает большая часть претензий к новому дизайну. Кто бы что ни говорил, "Динамо" — "нам родная каманда", проект в нынешнем виде выходит далеко за границы Минска. "Зубры" представляют не город, а страну: сильнейшие хоккеисты в столице, генеральный спонсор — одно из крупнейших белорусских предприятий, шоу и атмосфера на "Минск-Арене" — пока лучшее достижение отечественного спортивного маркетинга. Многие бывавшие на домашних встречах "зубров" не следят за результатами команды, люди получают удовольствие от самого похода на хоккей (иначе просто невозможно объяснить высокую посещаемость в трудные для "бело-голубых" периоды). В идеале "Динамо", существующее на государственные средства, — общенациональный проект, призванный сплачивать. Неслучайно разговоры о клубе — это каждый раз и рассуждения о национальной сборной: базовый клуб, единая концепция развития… Российская же студия спортивного дизайна "Quberten", по всей видимости, и не пыталась сделать обновленный бренд национально ориентированным.

Бренд — торговая марка, по которой покупатель узнает производителя товара. В нашем случае "товар" заменяем на "белорусский клуб".


Первое и самое заметное для наблюдателя из любой страны — логотип. Начнем с него. "Основным логотипом стала литера "Д". Это отсылка к историческому логотипу спортивного общества "Динамо", только переосмысленная и модернизированная", — говорят авторы. Допустим, но "спортивное общество "Динамо" хорошо известно и в Киеве, и в Москве, и в Риге, и в Тбилиси. Голубая (пусть даже "жгуче голубая") буква "Д" — не уникальный, а скорее универсальный символ. А что в нем своего, белорусского? "Контур литеры "Д" повторяет правую часть зубра — альтернативного логотипа". Прекрасно! Значит, задумка авторов проясняется в привязке к другому изображению, о котором за рубежом должны узнать отдельно… "Также внутреннее пространство "Д" можно интерпретировать как сердце — сердце динамовца". Давайте попробуем.


Если перевернуть, отдаленно напоминает… Еще в нижней части лого можно рассмотреть отсылку к перевернутой букве "М" (Минск). Но опять же — кто из иностранцев будет вертеть изображение? Англоговорящие наверняка разложат комбинацию на "D" и "W".

"Динамо" в тексте презентации ссылается и на этот материал. В нем критиковался старый логотип: "Иллюстрация зубра плохо нарисована, в ней нет интересных графических решений". Если под "интересностью" понимается уникальность, непохожесть на другие логотипы, у нового в сети легко находятся конкуренты.


И немудрено. Вариаций начертания латинской буквы "D" десятки. Авторы ссылались на актуальный логотип "Ювентуса", где также обыгрывается литера "J", но "Юве" в отличие от "Динамо" — всемирно известный клуб, он свою "J" уже раскрутил. Как и белые и черные полосы на форме, в одну из которых превратился буквенный символ.

Гораздо логичнее выглядело бы продвижение в качестве основного логотипа с зубром. Нет причин, по которым рогатый зверь не может превратиться в эмблему, "адаптированную к цифровым формам потребления контента и точно воспроизводящуюся на всех носителях". Пример перед глазами — айдентика Российской футбольной премьер-лиги. У студии Артемия Лебедева (самой успешной дизайнерской студии России) получилось увязать национальные символы (медведь, цвета флага) со спортивной идеей.


Оригинальная задумка — это и есть дизайн. Остальное — цветовое исполнение, шрифты, материалы — лишь ее обрамление. Медведь — одна из частотных ассоциаций со страной во всем мире, его голова и отдельно нос повторяют контур классического пятиугольника на футбольных мячах, цвета флага — указание на то, что лига не просто коммерческий проект, а нечто важное для всех в России, то, чем можно гордиться.

Было
Было

Стало
Стало

Банально, но в спорте, массовом явлении, и не нужно усложнять. Зубр — идеальный символ для белорусской команды в КХЛ. Животное не ассоциируется ни с Россией, где есть московское "Динамо", ни с Латвией, где любят рижан. Зубр — типичный белорус: он травояден (российский медведь — хищник) и пассивен, но бесстрашен перед лицом смерти, способен на подвиг в критический момент. Зубров истребляли, популяцию в какой-то момент пришлось возрождать.

Лютacцю бoльш нeбяcпeчны, чым люты дpaпeжнiк,
Зyбp для людзeй нe cтpaшны, нe чaпaй — нe зaчэпiць,
Бyдзe cтaяць як yкoпaны — пacтыp нa вapцe,
Нe cтpaпянeццa, a пoзipкaм пacцiць няcпыннa…


"Пecня пpa зyбpa" — уникальное произведение, готовый рецепт для смыслового наполнения бренда: неповоротливый и безобидный зверь, в момент битвы (охоты) превращающийся в свирепую неудержимую машину. Производит новый динамовский зубр впечатление существа, таящего безграничный внутренний потенциал, угрозу?


А этот?


Дело вкуса, конечно, но, кажется, без обводки эти лаконичные зубрята выглядят мило, но не устрашающе.

Уникален ли белорусский зубр? И близко нет.


Это просто изображение в холодных тонах. Аналогов уйма. Единственный намек на оригинальную идею — шифр: "Для самых внимательных фанатов спрятана "пасхалка", в шерсти зубра зашифрована литера "М". В этом и проблема. "Пасхалка" (что-то спрятанное, намек, который надо отыскать) не может быть основой дизайна, идея должна быть стержнем. Конвейерность в подходе российской "Quberten" видна невооруженным глазом — достаточно разместить их работы друг за другом.



Чем динамовский зубр отличается от витебского мишки?


Ведь можно было предложить поразмыслить над концепцией мастеру, например Владимиру Цеслеру. Живой классик белорусского дизайна идеями фонтанирует. Или попробовать кого-то еще, разные варианты.

"Лето в Минске". Идея Владимира Цеслера
"Лето в Минске". Идея Владимира Цеслера

А уж с обрамлением задумки, технической стороной разработки справилась бы и "Quberten", имеющая опыт сотрудничества с клубaми КХЛ.

Другой беспроигрышный вариант "обелорусить" дизайн — задействовать орнамент. Российская компания о нем не забыла: "Для дополнительной идентификации был разработан паттерн. Во все комплекты формы ненавязчиво интегрирован национальный орнамент через свежий и эффектный прием — перфорацию номеров графическим градиентом".



И вновь "ненавязчиво", вновь "пасхалка". С телеэкранов и трибун во время матча с "Нефтехимиком" рассмотреть орнамент на номерах было непросто (для комментаторов и цифры-то сливались). Опять же национальный элемент здесь не основа дизайна, а "фишечка". "Орнаментальный зубр" тоже только один из.


Итого: зубр — альтернативный логотип, орнамент не каждый обнаружит… А, есть же еще "пальцы-рога".


В теории неплохо, но в который раз задумка раскрывается в привязке к другим элементам фирменного стиля, на которые не сделана ставка (рога есть, а зубра на основных джерси нет).

Остается сравнить ребрендинг минского "Динамо" с памятным ребрендингом сборной Беларуси по футболу. "Белыя крылы" также не приняли безоговорочно и сразу, но, во-первых, их изначально обсуждали всем интернетом, устраивали голосования и споры, во-вторых, концепция опиралась на национальные символы, отсылала к творчеству Владимира Короткевича, автора "Каласоў пад сярпом тваім" — одной из главных книг в нашей литературе. Проект был неидеальным, но белорусским, у "Динамо" же, за которым следит вся страна, айдентика практически полностью динамовская.

Фото и видео: hcdinamo.by, artlebedev.ru



Комментарии (26)

Tayfon 05 Сен 2019 14:15
А я уже привык, сразу както да, отвернуло, зато вчера к примеру ну сравните москвичей фому и нашу, ну красиво же, стильно, еще бы выйграли

Думаю многие в кхл оценят и даже гдето позавидуют
scaf 05 Сен 2019 12:58
Имхо, ерундовый ребрендинг получился. Совершенно не возникает пойти и купить атрибутику с таким лого. Никогда не променяю свою джерси с зубром на эту поделку. Может оно и прикольно, модно, стильно, но совершенно проходимо. Сегодня такой значок, завтра другой, но текущий вариант совершенно не цепляет.

И я за самоидентификацию. Да, мне нужны беларуские колориты (не обязательно орнамент), чтобы было видно - о, беларуский клуб. А не DW
NoDinamo 05 Сен 2019 12:51
Бред
Beorn 05 Сен 2019 08:41
Правильно автор написал но мало. Я бы еще добавил, что новая "концепция" - ад для производителя мерча.

Я больше 20 лет работаю в промопродукции. И понимаю, что те, кто будет изготавливать теперь мерч для ДМН, повесятся с горя. Очень технологически трудно сделать нанесение нового дизайна, особенно по мелким предметам.

За перфорированный орнамент любой печатник вообще руки оторвет этим "креативщикам".

Про вторичность идеи хорошо написал автор, повторять за ним не буду.

Вопрос один: если уж решили потратить бюджет и отдать задачу в агентство - то зачем в РФ? Чтобы проще всего распилить его?

В Беларуси достаточно своих толковых студий по разработке дизайна. Те же Ред график или Саша Тепляков.

Или в США отдать заказ.

Но - нет.... Видимо, в ДМН в отделе маркетинга просто по-английски никто не говорит, а своим , как обычно, не верят.

Увы.
KON 05 Сен 2019 07:53
Згодны з большасьцю пунктаў у тэксьце. Галоўнае - становіцца больш зразумелым, што "Кубертэн" дурыць людзей, упарваючы раз за разам лагатыпы, якія вельмі падобныя, а то й наогул зьяўляюцца зьлёгку перамаляванай копіяй чужых работ. І за гэта "вялікія" дызайнеры шыбуць вялікія бабкі. Кампанія дызайнераў-двоечнікаў таму ж Цэслеру і ў вучні можа не прыдасца, але крыкаў пра сваю "ўнікальнасьць" вышэй за горла