2020-06-24 08:11:56
Разное

Dota: из подвалов компьютерных клубов к миллионам долларов призовых

Dota: из подвалов компьютерных клубов к миллионам долларов призовыхРассказываем, какие изменения претерпела одна из самых популярных компьютерных игр.

Беларусь благодаря Dota шагнула в большое киберспортивное будущее. Наши спортсмены все чаще пробиваются в крупные мировые команды и получают возможность проявить свой талант на большой сцене. На внутренней арене тоже наметился бум. Все больше порядка в некогда хаотичной индустрии, больше команд и игроков, больше качественных турниров.

Мы вместе с VOKA решили рассказать опытным геймерам и простым обывателям, как зарождалась и менялась в течение десятков лет одна из самых популярных киберспортивных дисциплин — легендарная "Dota".

Надежда вопреки

Полутемное помещение с вампироподобной фигурой за компьютером и запах несвежей еды, в которой зарождается какая-то внеземная форма жизни. Примерно такая удручающая картина рисуется в голове далекого от игр человека, услышавшего слово “дотер”. Мол, просиживает он целыми днями перед монитором, не видит жизни. Прав ли этот обыватель? Возможно, если речь идет о году эдак 2006-м.

В 2020-м типичный дотер — это паренек с модной разноцветной прической, перепутавший все возможные часовые пояса, постоянно засиживающийся до утра в комнате, освещенной кислотными светодиодами на дорогущей геймерской клавиатуре. У этого паренька есть цель — стать лучшим в игре и однажды оказаться на большой сцене The International, взять в руки заветный чемпионский аегис на другом конце света и изменить свою жизнь с помощью миллионов долларов призовых. Сможет ли этот паренек ухватиться за свою мечту, вопреки всему миру? Кто знает. По крайней мере, у него есть шанс. Шанс, который ему дает "Dota".


За работой один из самых известных дотеров СНГ — RAMZEs

Но эта игра не всегда была лучиком надежды для увлеченных подростков. Ее история начиналась не так пафосно и ярко. И, как и многое в этом мире, само появление "Dota" стало почти случайным...

Наскальный рисунок

В доисторические технологичные времена, когда компьютеры были большими, шумными и дорогими, весь геймерский мир сходил с ума от игры "StarCraft". Эта стратегия, выпущенная в 1998-м году компанией Blizzard Entertainment, отправляла игрока в неизведанные глубины космоса и давала возможность возглавить армию одной из сторон внеземного конфликта. Убивать жукообразных врагов и бесконечные часы в "StarCraft" было чертовски увлекательно. Но кое-кто из геймеров разглядел в игре, кроме всего прочего, и возможность для творчества.

Среди таких энтузиастов был парень с ником Aeon64. Благодаря встроенному в игру редактору карт он создал прародителя известной нам всем "Dota", пользовательский сценарий — "Aeon of Strife". Узнать в ней нынешнюю "Dota" едва ли можно. Они непохожи так же, как непохожа современная письменность на наскальные рисунки пещерных людей. Но без этого первобытного "мамонта" на стене не было бы ничего. В "Aeon of Strife" появились линии с управляемыми искусственным интеллектом "крипами", герой, убивающий этих "крипов", улучшения, покупаемые за золото и главная цель — разрушить вражеское здание на другом конце карты. И если вы думаете, что этот маленький шаг для человека моментально стал огромным шагом для сообщества геймеров, то смею вас разочаровать. "Aeon of Strif" не достигла популярности и наверняка была бы забыта, если бы не ее потомки. Место этой карте быстро нашлось в музее под толстым слоем пыли, иногда сдуваемой исследователями истории Dota и других MOBA-игр.


Начало начал — карта Aeon of Strife

Опять работать

Одним из тех, кто сдул пыль с "Aeon of Strif", был человек под ником Eul. Тогда, в 2003-м году, все та же Blizzard Entertainment покоряла умы и сердца геймеров новым шедевром — стратегией "Warcraft III: Reign of Chaos". Эта игра тоже давала своим обладателям возможность создавать пользовательские модификации. И Eul, вдохновленный идеей "Aeon of Strif", создал карту Defence of the Ancients (Dota). Наскальный рисунок обрел хорошо знакомые очертания.

Теперь игроки соперничали друг с другом, а не только с компьютерным оппонентом, обладали большим выбором персонажей и их более разнообразными способностями. Карта тоже стал походить на хорошо привычную современным игрокам. Чуть позже "Warcraft III" обзавелся дополнением The Frozen Throne. А вместе с ним свет увидел и улучшенный редактор карт, который давал куда больше возможностей для мододелов. Eul попытался перенести "Dota" на новые рельсы, но наворотил множество сложных механик, которые едва не похоронили Defence of the Ancients. Игроки терялись в новых необъяснимых возможностях и потихоньку стали забрасывать Dota. Eul решил не продолжать развитие проекта, но перед тем, как уйти на покой, сделал главный подарок для дотеров — открыл исходный код своей карты для всех желающих и доверил усовершенствование Defence of the Ancients миру. Такой шаг породил массу вариаций "Dota" с разными персонажами и оригинальным балансом, или скорее — его отсутствием.


Создатель Dota — Eul

Звезды сошлись

Модификация продолжала жить жизнью раздробленного феодального королевства до тех пор, пока в 2004 году парочка разработчиков под никами Meian и Ragn0r не решили объединить осколки Defence of the Ancients воедино. Так родилась "DOTA Allstars". Основной идеей карты стал сбор всех разнообразных персонажей и механик в одну карту, а главное попытаться исправить сотни багов и ошибок. Все лучшее было собрано в Allstars. Геймерам идея унификации понравилась, и вскоре карта, созданная Meian и Ragn0r, стала главной DOTA на сцене. Правда, масштаб объединенной карты поставил перед модерами сложную задачу по соблюдению баланса, без которого все герои и механики Defence of the Ancients просто не могли сосуществовать равноценно и давать игрокам возможность определять лучшего в честной борьбе.

Привнес баланс в DOTA модер под ником Guinsoo. Его приход вдохнул жизнь в проект и показал, какой может быть "Dota". Новый отец Defence of the Ancients добавил в игру такие привычные всем элементы, как сложные артефакты, собираемые из нескольких ингредиентов, каменноголового Рошана, и увеличил количество героев в разы. И все это великолепие стало играбельным. Помогали Guinsoo в совершенствовании Dota его товарищи Neichus и IceFrog. Дополнительные руки позволили не только отшлифовать баланс, но и наполнить карту контентом, в первую очередь новыми героями. Развитие проекта шло семимильными шагами. За месяцы Dota прошла путь, который до этого занимал годы. Апогеем работы троицы Guinsoo, Neichus и IceFrog стала легендарная версия AllStars 5.84. Большинство геймеров середины нулевых сходилось во мнении, что такой сбалансированной и отточенной "Dota" не была никогда раньше. А, возможно, и никогда больше...


Легендарный загрузочный экран версии DOTA AllStars 5.84

На арену!

Баланс, конечно же, сделал Dota более популярной и приятной для игры. Но главное — позволил геймерам организовывать турниры и соревнования. Версия 5.84 наконец открыла перед Defence of the Ancient врата в киберспортивное будущее. Правда, развитие соревновательной составляющие стопорил любительский статус модификации. Игроки множество раз обращались в Blizzard Entertainment с просьбами взять "Dota" под свое крыло и заняться продвижением карты официально. Но разработчиков "Warcraft III", кажется, не очень радовало, что фанатская модификация начинает затмевать их игру. Положительного ответа дотеры так и не услышали. Что, впрочем, не отбило желания у игроков организовывать команды, посещать полулюбительские турниры и даже порой выбираться на большую киберспортивную сцену. То и дело появлялись спонсорские соревнования с десятками тысяч долларов призовых на кону. Но чаще киберспортивная Dota напоминала полуподвальные сходки приятелей в компьютерных клубах с ящиками пива вместо кубков.


7 тысяч долларов — большие деньги для киберспорта “нулевых”

Разработчики "Dota" продолжали видеть в своем детище большое киберспортивное будущее и наравне с внутриигровыми улучшениями предлагали пользователям обновления более широкого толка. Так в "Dota" появилась возможность наблюдать за играми с помощью системы прямых трансляций, была добавлена и локализация Defence of the Ancients, в том числе — на китайский язык. А это привлекло огромную армию игроков из Поднебесной, где Dota продолжает быть одной из самых популярных игр и по сей день.

Не по пути

Пока "Dota" брала курс на киберспорт, ее разработчики переживали не лучшие времена. Сначала работу над проектом завершил Guinsoo. Как позже выяснилось, ему предложили место в пуле создателей другой ныне популярной киберспортивной MOBA — "League of Legends". Откололись от команды и другие активные участники, шлифовать Dota по сути остался один лишь IceFrog. И поначалу его активность не спешила перерастать в продуктивность. Большое количество инновационных идей и новых персонажей привносило в Dota дисбаланс и многочисленные баги.


Киберспортивное сообщество до сих пор не знает, как выглядит IceFrog. Мир знаком лишь с его аватаром

Впрочем, фанатская база у игры была уже такой обширной, что с ошибками и просчетами коммьюнити разбиралось вместе с разработчиком. О багах сообщали IceFrog, а тот искал пути их устранения. Ходили слухи, что порой для починки своего детища главный разработчик Dota не гнушался и использования трудов своих бывших коллег, которые пытались запустить параллельную версию Defence of the Ancients. Насколько эта информация достоверна — не ясно. Но важно лишь то, что IceFrog довел дело до конца. А в 2008 сообщил миру о том, что вместе с компанией Valve готовит для дотеров большой сюрприз...

Миллион долларов

Сюрпризом оказался анонс "Dota 2". О грядущем выходе игры стало известно в конце 2010 года. Разработка шла в режиме полной секретности, а доступ к игре получали единицы. Широкой общественности первые обрывки информации о "Dota 2" стали доступны благодаря утечке скриншотов от профессиональных китайских игроков. Про-геймерам выдали ключи с еще не вышедшей новинкой для подготовки к The International. Турниру, который изменил киберспорт всего за несколько дней.

Какими были крупные международные турниры до TI (The International)? Скромными. Рекордный призовой фонд насчитывал несколько десятков тысяч долларов. Valve же сходу пообещала разыграть 1.6 миллиона, из которых миллион отходил победителю. Анонс революционного турнира озвучили за неделю до самого ивента. В немецкий Кельн пригласили 16 лучших команд по Dota AllStars, до этого никогда не игравших в новую версию Defence of the Ancients. Спортсменам дали пощупать игру всего несколько дней. А дальше — разведка боем. Такой подход делал The International полностью непредсказуемым. И когда будущий победитель турнира украинская команда NaVi прошлась катком по всем оппонентам без единого поражения вплоть до гранд-финала, все киберспортивное сообщество было шокировано. Это потом любителям "Dota" из постсоветских стран станет ясно, что экспериментальный стиль с минимальной подготовкой и без серьезных домашних заготовок — это чуть ли ни фирменная черта спонтанных и эмоциональных команд из СНГ. Простые парни из соседнего двора за 5 дней превратились в богачей и суперзвезд. Но вот с самой "Dota 2" все было не так однозначно.


Первые победители The International — команда NaVi

То, что увидели игроки на своих экранах в ходе трансляций The International, выглядело уж очень скудно. Графика была, мягко говоря, скромной, количество героев не достигало даже 50. По сравнению с AllStars новая игра выглядела едва ли не шагом назад. По крайней мере, в "геймплейном" плане. И если бы не миллионный призовой фонд, такой сырой продукт не привлек бы никакого внимания геймеров. К счастью для разработчиков, к моменту официального выхода Dota 2 летом 2013-го, от большинства этих проблем удалось избавиться.


Вот так Dota 2 выглядела на заре своего существования

Золотой ключик

Путь от закрытого тестирования до официального релиза Dota 2 проходила несколько лет. Сначала поучаствовать в шлифовке детища Valve и IceFrog могли лишь избранные. Ключи для тестировщиков выдавал напрямую главный разработчик. Но со временем в новый мир запускать стали больше людей. Спрос на заветные билетики в игру был колоссальным. В интернете даже начали продавать ключи в бесплатную еще не вышедшую игру за деньги. Наверняка любой геймер начала 2010-х видел в социальных сетях эти не очень легальные предложения. По мере роста числа игроков-первопроходцев менялась в лучшую сторону и сама "Dota 2". Некогда пластилиновый и тусклый мир обрел краски, а количество игровых персонажей приблизилось к золотым временам AllStars. Новые герои появляюсь в Dota 2 целыми пачками. Еще большими пачками исправлялись ошибки и эксплойты.

Но одну игровую лазейку исправить вовремя все же не удалось. И она породила один из самых легендарных моментов в истории киберспортивной "Dota". Речь о знаменитых хуках на фонтан в исполнение парочки игроков NaVi Dendi и Puppey. Тогда на The International-2013 эта сломанная стратегия перевернула для украинской команды полуфинальный матч с китайским TongFu и позволила Natus Vincere добраться до финала главного турнира года в третий раз кряду.


Эра рожденных побеждать

Интернет-тролли до сих пор подшучивают над изрядно сдавшими NaVi и ждут от них "новую эру". Но все эти пинки захромавшему гиганту должны лишь напоминать о том, что та самая старая эра Natus Vincere была чем-то легендарным и просто взорвала мировую киберспортивную арену. Тогда NaVi за три года трижды доходили до финала The International. На более скромных турнирах украинская команда не знала равных, а трансляции матчей Natus Vincere собирали огромное количество зрителей. Каждый паренек, хоть несколько раз запускавший Dota 2, прекрасно знал, кто такие Dendi или XBOCT, и тайно мечтал когда-нибудь надеть желтую футболку NaVi. На постсоветском пространстве эта команда стала культовой и вдохновила тысячи будущих киберспортсменов.

В период бума NaVi родилась и главная белорусская команда первой половины десятых — Power Rangers. Хоть "рейнджеры" и не хватали звезд с неба и чаще всего останавливались в шаге от больших побед, эта команда дала путевку в большой киберспорт многим игрокам и нанесла Беларусь на мировую карту профессиональной "Dota". А бывший капитан PR Fng до сих пор выступает на самом высоком уровне за Alliance. К слову, в свое время брестчанин успел облачиться и в желтую форму легендарных NaVi.


Белорус FNG (в центре) во времена выступления за NaVi

И Natus Vincere, и Power Rangers определенно были частью бешенной популярности Dota в нашей стране. На пике развития игры Беларусь находилась в топе по количеству игроков в Defence of the Ancients 2 на душу населения. Такое внимание к киберспорту в нашей стране не могло остаться незамеченным. И в 2016 году "Минск-Арена" приняла лучших дотеров планеты в рамках турнира StarSeries.

Бесконечность не предел

За годы своего существования Dota 2 многократно перерождалась. Появлялись новые герои, менялась графика игры, ее интерфейс, матчмейкинг, на карту добавлялись и убирались новые здания, каменноголовый Рошан несколько раз менял свое место жительства.

За 10 лет многое изменилось и в киберспортивной Dota. Призовые фонды турниров продолжают расти. Казавшиеся когда-то нереальными 1.6 миллиона долларов первого The International сменились рекордными для киберспорта 34 миллионами. Бесконтрольная организация крупных турниров была заменена логичной и понятной системой мейджеров, позволяющей отбирать самые сильные команды для участия в мировом первенстве. При этом никуда не исчез шарм и неповторимый дух Dota и ее турниров. Команда без рода и племени все так же может пройти мясорубку открытых квалификаций и попасть на большую сцену.


Современные турниры по Dota превратились в грандиозное шоу

В Беларуси киберспортивная арена тоже, наконец, начала организовываться. Появились серьезные клубы, а в нынешнем году было создано общественное объединение “Белорусская федерация компьютерного спорта”. Проводятся в нашей стране и серьезные турниры как VOKA League. К слову, открытая квалификация по Dota 2 закончилась всего несколько дней назад. Теперь команды ожидают закрытые отборы, решающую часть соревнований и финал, запланированный на 17 июля. А ожидать и правда есть чего. VOKA League подготовила для зрителей матчи при участии лучших дотеров страны, а для самих игроков 7 тысяч белорусских рублей призовых. И пусть суммы наград для победителей в Беларуси пока не исчисляются миллионами, но для паренька с разноцветными волосами, что ночами напролет идет к большой киберспортивной мечте первый шаг в нужном направлении может оказаться даже важнее решающего.



Комментарии (5)

взгляд из Орши 24 Июн 2020 15:15
на беговую дорожку всех
Tayfon 24 Июн 2020 15:13
это же сколько д..в дрыщавых собралось на Минск-Арене, на хоккей столько не ходят )
plokhayapressa 24 Июн 2020 13:25
бляDota
Tayfon 24 Июн 2020 12:06
дайте скачать, тоже хачу мильен
Richter 24 Июн 2020 11:57
Дота,... из подвалов... ну ясно.