2020-07-07 21:45:25
Разное

Семь лет велоклуба "Минск". Чего за это время добилась единственная шоссейная команда страны?

Семь лет велоклуба "Минск". Чего за это время добилась единственная шоссейная команда страны?Спойлер: гордиться особо нечем.

Помнишь, как все начиналось?

Прежде чем вести речь о делах сегодняшних, сделаем флешбэк и разберемся, для чего вообще создавалась команда. Велоклуб "Минск" появился в 2013 году. Сразу определимся, кто именно числится среди его вдохновителей, дабы было понятно, на чьих, главным образом, плечах лежит финансовая ноша по обеспечению велокорпорации всем необходимым.

В число учредителей вошли Минский городской центр олимпийского резерва по велосипедным видам спорта (75% уставного фонда), Открытое акционерное общество "Мотовело" (15% уставного фонда) и многопрофильный культурно-спортивный комплекс "Минск-арена" (10%).

На первых порах "Минск" замысливался как проект сугубо трековой направленности. Собственно, и поныне остается клубом, чья задача, в первую очередь, заключается в возрождении славных трековых традиций. Быть эдакой площадкой для становления гонщиков, способных завоевывать медали на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. И это не наши выдумки: именно такая долгосрочная цель ставится на официальном сайте "Минска".

И действительно: из славного советского прошлого гонок на треке есть что вспомнить. Да что там: из шоссейных дисциплин нет ничего ближе к зальному велоспорту, чем командная гонка на время — а как раз в ней становились олимпийскими чемпионами в 1976 и 1980 годах соответственно Владимир Каминский и Олег Логвин.

Тем не менее исключительно треком бытие "Минска" не ограничивается. Более того, на данный момент в его структуре есть не только мужская шоссейная команда, но и целый перечень других: молодежная и юниорская шоссейная команды (до 23 лет), женская, трековая молодежная, а также команда по BMX и триатлону. Итого — целых восемь, содержание которых требует немаленькой копеечки.

Впрочем, наивно думать, будто траты на каждую из перечисленных одинаковы. Нетрудно предположить: основной объем финансирования идет на взрослые коллективы. Тут-то мы и касаемся мужчин-шоссейников. Хотя бы потому, что их состав наиболее многочисленный — туда входят 13 человек. А возглавляет спортивный директор Александр Кучинский — в недавнем прошлом видный гонщик, не один год участвовавший в гонках "про-тура".


Ушли одни, не пришли другие

Чтобы понять, насколько оправдывает себя существование шоссейного велоклуба "Минск", необходимо осознать, для чего все затевалось. Во-первых и в-главных, наличие собственной шоссейной команды — плюс сам по себе, это вопрос не дискуссионный. Каждая уважающая себя велодержава имеет целый ряд любительских коллективов, не говоря уже о профессиональных. Это на самом деле упрощает подготовку воспитанников на начальных этапах. Состоявшийся гонщик, конечно, запросто рванет оттачивать мастерство и повышать свой класс в более статусную и известную в мире команду, но что делать, когда тебе еще нет 18? Вполне закономерно, что нужно расти, прежде всего, дома.

Много ли найдется тех, кто решится сделать крутой поворот в жизни и еще до совершеннолетия отправиться куда-нибудь в Италию или Испанию, чтобы просачиваться в профессионалы сквозь тамошние велосипедные университеты? Естественно, нет. Речь ведь даже не только о желании — для этого потребуются средства, которые есть далеко не у каждого. Это раз. А два — никто не отменял языковой барьер. Возиться, пусть и с одаренным талантом, но не интегрированным в европейскую среду, мало кто захочет — у топ-держав полным полно собственных воспитанников, подающих немалые надежды.

Одним словом, создание велоклуба "Минска" было вполне закономерным шагом, какие бы задачи перед ним ни стояли. Достаточный ли срок семь лет, чтобы ожидать определенной отдачи от идеи? Пожалуй, да. А решает ли он их? Есть сомнения. По нескольким причинам.

Пока в строю были ветераны вроде Василия Кириенко, Константина Сивцова, Евгения Гутаровича и уже упомянутого Кучинского, на успехи и неудачи гонщиков "Минска" до известной степени можно было закрывать глаза. Основную массу очков в национальный рейтинг приносили именно вышеперечисленные ребята, благодаря чему и завоевывали для сборной по две-три вакансии для участия в групповых и индивидуальных гонках на время на чемпионате мира, а также минимум две олимпийские лицензии, начиная с Пекина-2008. В Токио-2021 же команда выступит в шоссейной гонке с общим стартом только одним нашим колесом. Высока вероятность, что им будет Александр Рябушенко — единственный, кто представляет клуб Мирового тура "Эмирейтс". Беларуси, увы, не удалось завоевать две квоты — на момент "заморозки" квалификационного рейтинга команда осталась в нем 33-й. Или 11-й лишней, ибо две лицензии получали страны, располагавшиеся на местах с 22-го по 32-е.

Александр Рябушенко

Понятное дело, в теперешних реалиях гораздо большая нагрузка и ответственность должна лечь на "Минск". К сожалению, никто из его представителей за все время существования не пошел на повышение в Мировой тур. Да, там выше конкуренция и заполучить необходимые заветные баллы куда сложнее. Однако, как выяснилось, 14 побед гонщиков "Минска" в 2019-м году оказалось недостаточно для сохранения былых олимпийских позиций — очки в гонках второй категории на порядок меньшие.

И еще. Мы подчеркнули неслучайно: "Минск" — это своего рода удобная стартовая площадка для роста. На деле же выходит, что нынешний состав нашего велоклуба отнюдь не в передовиках по молодости. Средний возраст гонщиков составляет 29 с небольшим лет. Соболю — 39, Самойлову — 35. А это как раз те самые местные звезды, которые завоевывают львиную долю очков, приходящихся на "Минск". Что же будет, когда уйдут и они?

Да, 29 лет — для шоссейного велоспорта возраст не критичный. Победы, а в особенности — на многодневках и горных этапах приходят к спортсменам за 30 регулярнее, чем молодежи. Но парадокс-то в том, что в этом золотом возрасте велосипедистам самое время уже быть в топовых, лучших мировых командах. В результате же наши видные гонщики остаются на родине, проводя за "Минск" длительный этап карьеры, не стремясь покинуть зону домашнего комфорта. Или же у них не получается обратить на себя внимание, что в равной степени удручает. А значит, задача подготовки шоссейников высокого класса как будто не решается.


Сколько стоит шоссейный велоспорт?

Точного ответа на этот вопрос вам никто и не даст — не надейтесь. Суммы гонщицких контрактов, величина бюджетов и прочее, что касается денежной цифири, — чаще всего информация сугубо конфиденциальная. И здесь речь не только о "Минске", как можно было бы подумать. Склонны не пускать заглядывать в собственный кошелек абсолютно все — от мала, то есть любителей, до велика, то есть самых зажиточных профессиональных. По косвенным признакам можно сделать вывод, что "Инеос" (прежний титульный спонсор — "Скай"), где, кстати, выступали Константин Сивцов и Василий Кириенко, — одна из самых состоятельных организаций. Сюда же отнесем "Митчелтон-Скотт" и "Астану".

Кое от чего оттолкнуться, правда, можно. Есть неофициальные данные, скажем, по "Кофидису". Этот французский коллектив — напротив, один из наименее богатых в Мировом туре (своего рода шоссейной элите, к которой относят 19 клубов), на что намекают имена гонщиков. По состоянию на минувший год бюджет "Кофидиса" составлял порядка 12 миллионов евро в год. Это почти втрое меньше, чем у "Инеос". Данные, опять-таки, неофициальные, но гласят, что у британской "конюшни" он равняется 40 миллионам долларов.

Это высшая лига. Затем идет первая. К ней относят еще 25 клубов. В них обязательно должны находиться на контрактах 14 человек. Ясное дело, тут бюджеты гораздо меньше. У бельгийской "Wanty–Gobert" он, скажем, составляет 5 миллионов долларов (одна из немногих команд, кто открыто называет цифры), но среди конкурентов по так называемому "UCI Professional Continental" хватает и менее обеспеченных.

Наконец, переходим ко второму дивизиону, где и обитают белорусы. Здесь регистрация упрощена (минимум гонщиков — 10), а ниже только любительский уровень, поэтому клубов вроде "Минска" в мире и на континенте полно. Их количество превышает 150. Причем одних команд с пропиской в Иране целых шесть (вы многое слышали об иранском велоспорте?)!

Финансовая и материальная обеспеченность в этом списке крайне неоднородна. Есть клубы, которые, что называется, "стучатся" в лигу повыше, а есть те, кто только встал на ноги с любительских колен. Бюджеты могут разниться серьезно и отличаться порой в десятки раз. Ясно одно, что 1-1,5 миллиона долларов — это потолок. И в число самых-самых "Минск" не входит.

Это мы можем утверждать с абсолютной точностью, пусть и конкретных годовых цифр, на которые вправе рассчитывать белорусская команда, на руках нет. Зато имеются сведения о заработной плате, полученные из достоверного источника на условиях анонимности. Итак, основная масса гонщиков получает в месяц от 600 до 800 долларов. Ее можно назвать и средней зарплатой. До этой цифры чуточку не дотягивает молодежь: подрастающее юное поколение вправе рассчитывать на суммы порядка 400 долларов. Однако есть и "топы" — звезды по отечественным меркам. Их месячный заработок достигает 1500 долларов.

Кто они, можно догадаться. Самые побеждающие гонщики "Минска", судя по прошлому году, — Евгений Соболь и Николай Шумов. Плюс 35-летний Бронислав Самойлов, за плечами у которого не один год, проведенный на высоком уровне, в том числе выступление на "Джиро д'Италия". Не исключено, и Евгений Королек, активно участвующий и в шоссейных гонках, хотя его основные успехи пока связаны с треком — два золота чемпионата мира в скрэтче (неолимпийская дисциплина).

Где можно найти "Минск"?

Для понимания того, какой уровень представляют велогонщики "Минска" потребуется несколько деталей. Первая — индивидуальный рейтинг УСИ. В нем лучшим из белорусов является тот самый Рябушенко — единственный гонщик из самой велосипедной элиты.


При всем при этом нельзя сказать, будто его последние результаты сильно впечатляют. Если взглянуть на его очковые завоевания, то не найдем баллов, заработанные на наиболее статусных стартах международного календаря. Попросту говоря, Рябушенко берет тем, что выступает в элите, в команде Мирового тура. Тем печальнее, что никто из гонщиков "Минска" не может его обойти.


Рябушенко — единственный, кто может участвовать в гонках высшей категории. Участь представителей "Минска", к сожалению, — стартовать в соревнованиях уровня 1.2 и ниже. В ближайшем календарном плане закладывалось выступление нашего велоклуба в "Гран-при Эрсиса" в Турции — одно из самых знаковых в его расписании. Опять же, увы: возобновление международной состязательной программы отложено пока до 15 июля.

***

Пусть не звучит все изложенное исключительно как камень в огород. Для того, чтобы расти не столько гонщикам, сколько команде, необходимы средства. Наполеоновские планы могли и могут звучать, вплоть до участия в условной "Джиро д'Италия", но пока достаточного для этого бюджета у "Минска" нет. Необходим титульный спонсор уровня "Беларуськалия". Раз уж наш калийный гигант сокращает финансирование минского хоккейного "Динамо", то что уж говорить о шоссейном велоспорте?

Есть в велотуре команды с двойной пропиской, условно говоря, казахстанско-швейцарской, но с этим сопряжены известные издержки — в таком случае белорусы уже могут не составлять в команде титульное большинство.



Комментарии (2)

Ёрш 08 Июл 2020 19:05
Мертворожденное дите, для себя любимых.
UnBall 08 Июл 2020 15:12
Для того, чтобы расти не столько гонщикам, сколько команде, необходимы средства.



Начать стоит хотя бы с малого - нанять людей, который смогут в грамматику. Ибо DESINGED in Norwey это сильно да....